Citroen 2CV. Сокровище нации

Ав­то­мо­би­ли­с­ты, как и любые граж­да­не, ни­ког­да не лю­би­ли пла­тить на­ло­ги. Воз­мож­но, по­это­му и по­яви­лась машинка Citroёn 2СV с очень ма­лень­кой на­ло­го­вой мощ­но­с­тью. Итак, перед вами занимательная ис­то­рия легендарного «Де Шво»!

В 1935 го­ду пред­при­я­тие Citroёn, до­ве­ден­ное от­цом-ос­но­ва­те­лем Ан­д­ре Си­т­ро­е­ном до бан­крот­ст­ва, при­об­ре­ла шин­ная фир­ма Michelin. Имен­но бра­тья Ми­ш­лен — Ан­д­ре и Эду­ар — «ви­но­ва­ты» в том, что на мощ­но­с­тях Citroёn было решено на­чать производство ма­лень­ко­го и эко­но­мич­но­го ав­то­мо­би­ля для жи­те­лей про­вин­ции и не очень со­сто­я­тель­ных го­ро­жан. Ука­за­ние о его раз­ра­бот­ке по­лу­чил от бра­ть­ев но­вый па­трон Citroёn Пьер-Жюль Бу­лан­же.

На со­ве­ща­нии с кон­ст­рук­то­ра­ми он ла­ко­нич­но сфор­му­ли­ро­вал кон­цеп­цию TPV (Tres Petite Voiture, в переводе — «особо малый автомобиль»): ма­шин­ка долж­на стать этаким «зон­ти­ком на че­ты­рех ко­ле­сах». С пе­ред­ним при­водом и ме­с­тами для че­ты­рех се­до­ков. Пе­ре­во­зить 50 кг ба­га­жа, раз­ви­вать ско­рость 60 км/ч и рас­хо­до­вать 3 л бензи­на на 100 км. На­ло­го­вая мощ­ность долж­на со­став­ить две ло­ша­дин­ые си­лы, что ста­ло бы глав­ным сти­му­лом для ее покупки. В те вре­ме­на фран­цуз­ские ав­то­вла­дель­цы пла­ти­ли вы­со­кие на­ло­ги, за­ви­сев­шие от мощ­но­с­ти дви­га­те­лей. А мощ­ность са­мых деше­вых мо­де­лей составляла четыре-пять «на­ло­го­вых сил». Горожанам такой Citroёn при­шелся бы по кар­ма­ну, а кре­с­ть­я­нам за­ме­ни­л бы двух ло­ша­дей, за­пря­жен­ных в теле­гу!

Гордость нации

Раз­ра­бот­ку ав­то­мо­би­ля воз­гла­вил Ан­д­ре Ле­февр, и уже к 1939 го­­ду бы­ли го­то­вы 250 про­то­ти­пов TPV, не­зна­чи­тель­но от­ли­чав­ших­ся друг от дру­га. Началу про­из­вод­ст­ва новой мо­де­ли по­ме­ша­ли война и немецкая ок­ку­па­ция Фран­ции. Зная, что Гит­лер то­же ув­ле­чен со­зда­ни­ем «на­род­но­го ав­то­мо­би­ля», фран­цу­зы оставили только один TPV, второй замаскировали под пикап, остальные, считалось, уничтожили. Но нем­цы все-та­ки уз­на­ли о про­ек­те и стали тре­бовать от Бу­лан­же вы­да­чи всей тех­ни­че­с­кой докумен­та­ции и опыт­ных об­раз­цов, но тот все тянул. Мало того, в тай­не от оккупацион­ных вла­с­тей ­ра­бота над ма­ши­ной про­дол­жа­лась!

Один из тех двух переживших войну TPV. Еще три прототипа неожиданно обнаружили в 1994 году под снопами сена на чердаке сарая близ ситроеновского испытательного полигона Ferte-Vidame в департаменте Эр-э-Луар. Итого на сегодняшний день известно пять «живых» TPV.

По­сле ос­во­бож­де­ния Фран­ции она ускорилась… При­вле­чен­ный в ка­че­ст­ве ди­зай­не­ра Фла­ми­нио Бер­то­ни ри­су­ет ку­зов, ин­же­не­ры кол­ду­ют над си­с­те­мой воздушного охлажде­ния мо­то­ра (у TPV оно было водяным) и ко­роб­кой пе­ре­дач. А Пьер-Жюль Булан­же ищет де­фи­цит­ную сталь, ко­то­рую по­сле вой­ны рас­пре­де­ля­ли исключительно по го­су­дар­ст­вен­ным кво­там. В отличие от Citroёn на­ци­о­наль­ное пред­при­я­тие Renault, при­сту­пив­шее в 1947 го­ду к вы­пу­с­ку мо­де­ли 4CV (пря­мо­го кон­ку­рен­та бу­ду­ще­го Citroёn 2СV), про­блем со ста­лью не ис­пы­ты­ва­ло…

В общем, из-за раз­но­го ро­да труд­но­с­тей пре­зен­та­ция Citroёn 2СV со­сто­я­лась лишь 6 ок­тя­б­ря 1948-го. Фран­цуз­ское сокращение CV со­от­вет­ст­ву­ет нашему «л.с.», расшифро­вы­ва­ет­ся как сheval vapeur (бук­валь­но — «па­ро­вой конь») и яв­ля­ет­ся обозна­че­ни­ем тех са­мых на­ло­го­вых сил. Все жда­ли свой, фран­цуз­ский «на­род­ный авто­мо­биль», и он по­явил­ся!

Две лошади

Кон­ст­рук­ция Citroёn 2CV была про­ста, изящ­на и функ­ци­о­наль­на. Панели ку­зова — плоские и потому простые в изготовлении. Все че­ты­ре две­ри кре­пи­лись к сред­ним стой­кам на рояльных петлях и легко снимались: до­ста­точ­но было вы­дер­нуть связываю­щий пет­ли длин­ный вну­т­рен­ний стер­жень. Си­де­нья пред­став­ля­ли со­бой трубча­тые кар­ка­сы, об­тя­ну­тые дешевой тка­нью: они лег­ко де­мон­ти­ро­ва­лись и перестав­ля­лись, что поз­во­ля­ло пре­вра­щать ма­шин­ку то в кро­вать на ко­ле­сах, то в фур­гон или бе­сед­ку для пик­ни­ка. Скатав в рулон бре­зен­то­вую кры­шу, мож­но бы­ло пере­во­зить гро­мозд­кий груз. Спар­тан­ский об­лик 2CV до­пол­ня­ли от­сут­ст­вие обив­ки сало­на и стек­ло­подъ­ем­ни­ков — ниж­няя по­ло­вин­ка каж­до­го бо­ко­во­го стек­ла откидывалась вертикально вверх и фик­си­ро­ва­лась за­жи­мом. В ва­ри­ан­те «люкс» Citroёn 2CV ук­ра­ша­ли клы­ки на бамперах, мол­дин­ги, ко­лес­ные кол­па­ки и регулируемые си­де­нья с по­душ­ка­ми из губ­ча­той ре­зи­ны. Изю­мин­кой интерьера ста­ло од­но­спи­це­вое ру­ле­вое ко­ле­со, сперва появившееся у вер­сии Citroёn 2CV Special и впос­лед­ст­вии ха­рак­тер­ное для мно­гих Citroёn.

Салон 2СV Special 1975 года: уже присутствуют ремни безопасности, в отделке появился пластик, двери навешены на передних петлях.

Но ма­ши­нку эту по­лю­би­ли не сра­зу. Сна­ча­ла прес­са за­во­пи­ла: «Ужас­ный про­счет фирмы! Это же гад­кий уте­нок! Что за вид!» — но по­том, рас­про­бо­вав автомобильчик на вкус, об­ще­ст­венное мне­ние изменилось. Из-за аб­бре­ви­а­ту­ры CV его прозвали Deux Chevaux — «Де Шво», в пе­ре­во­де — «две ло­ша­ди». И это дей­ст­ви­тель­но оказалась «ло­шад­ка»: и ра­бо­чая, и ез­до­вая.

Любое из ведущих пе­ред­них ко­лес мож­но бы­ло за­ме­нить шки­вом для рем­ня, и 2СV превращался в силовой агрегат для привода мо­ло­тил­ки, на­со­са или пи­ло­ра­мы. Двухци­лин­д­ро­вый мо­тор­чик воз­душ­но­го ох­лаж­де­ния объ­е­мом 375 см³ вы­да­вал 9 л.с. при 3500 об/мин. Как ни стран­но, этого хва­та­ло, что­бы раз­вить ско­рость 50–60 км/ч.

Оппозитный двухцилиндровый мотор воздушного охлаждения снабжен электровентилятором для дополнительного обдува.

Но самой удивительной была подвеска: пол­но­стью не­за­ви­си­мая, на про­доль­ных рычагах. При­чем как пе­ред­ний, так и зад­ний ры­ча­ги од­но­го бор­та с двух сто­рон опира­лись на од­ну го­ри­зон­таль­ную пру­жи­ну. Эта кон­ст­рук­ция от­но­сит­ся к так называе­мо­му вы­рав­ни­ва­ю­ще­му ти­пу под­ве­сок. Ее пру­жи­ны, раз­ме­щен­ные вдоль порогов, ис­клю­ча­ли «клев­ки» кузова при тор­мо­же­нии и «при­се­да­ния» при раз­го­не, что поз­во­ля­ло во­ди­те­лям 2CV, не сни­жая ско­ро­сти, про­хо­дить кру­тые виражи. Французы шу­ти­ли: «Ес­ли об­го­нишь 2CV на пря­мике, че­рез пять ми­нут он «сде­ла­ет» тебя на по­во­ро­те». Ори­ги­наль­ны­ми в под­ве­с­ке бы­ли и амор­ти­за­то­ры — инер­ци­он­но­го ти­па. Да и пе­ред­ние тор­мо­за от­не­сены от ко­лес к глав­ной пе­ре­да­че.

Все выше и выше

В 1950 го­ду Citroёn пред­ста­ви­л фур­гон на ба­зе 2CV гру­зо­подъ­ем­но­с­тью 250 кг. Спрос на «Де Шво» ока­зал­ся столь вы­сок, что оче­редь рас­тя­ги­ва­лась на целых шесть лет! В 1954-м у Citroёn 2CV по­явил­ся 425-кубовый мотор мощ­но­с­тью 13 л.с. — ско­рость автомобильчика воз­рос­ла до 70 км/ч. Семь лет спу­с­тя из­ме­ни­лась фор­ма ка­по­та, а еще че­рез два го­да под ним по­селил­ся но­вый по кон­ст­рук­ции 18-силь­ный двигатель. Та­кая мо­ди­фи­ка­ция ста­ла обо­зна­чать­ся как Citroёn 2CV 4.

В 1965 го­ду по со­об­ра­же­ни­ям бе­зо­пас­но­с­ти пе­ред­ние две­ри ста­ли на­ве­ши­вать на перед­них, а не на зад­них пет­лях. Тог­да же была по­ст­ро­е­на пол­но­при­вод­ная модификация Sahara, во­зив­шая в ба­гаж­ни­ке вто­рой дви­га­тель, вра­щав­ший зад­ние коле­са.

Пол­но­при­вод­ная вер­сия Sahara получила при­вод на четыре ко­ле­са. Для это­го конструкторы поместили в багажник второй двигатель.

В 70-х 2CV об­рел уже 602-ку­бо­вый 29-силь­ный мо­тор, но по-преж­не­му двухцилиндровый и с воз­душ­ным ох­лаж­де­ни­ем. На этой мо­ди­фи­ка­ции у 2CV впер­вые по­яви­лись че­ты­рех­сту­пен­ча­тая ко­роб­ка пе­ре­дач и пря­мо­уголь­ные фа­ры — ее обознача­ют как 2CV 6.

На­ко­нец, в ок­тя­б­ре 1980 го­да уви­дел свет Citroёn 2CV Charleston. Его раскрасили в два цве­та, крас­ный и чер­ный (на главном фото), и вер­ну­ли ностальгические круг­лые фары. Сна­ча­ла пла­ни­ро­ва­лось вы­пу­с­тить лишь ог­ра­ни­чен­ную пар­тию Charlestone в 8000 эк­земп­ля­ров, но из-за вы­со­ко­го спро­са эту модификацию с 1981-го­ с не­ко­то­ры­ми из­ме­не­ни­я­ми ста­ли вы­пу­с­кать и в дру­гих цве­то­вых ре­ше­ни­ях: чер­но-жел­том и комбини­ро­ван­ном се­ром — свет­ло­го и тем­но­го то­нов. Не­ко­то­рые ма­ши­ны комплектовались даже хро­ми­ро­ван­ны­ми фа­ра­ми!

Космополит

Вы­пу­с­ка­ли Citroёn 2СV по ли­цен­зии в… пят­над­ца­ти стра­нах! Про­из­вод­ст­во во Фран­ции за­вер­ши­ли в 1988-м, но до ию­ля 1990 го­да оно про­дол­жа­лось на за­во­де Citroёn в Порту­га­лии. За все вре­мя вы­пу­с­ти­ли 3 872 583 штуки — уже сам этот факт иллюстриру­ет об­ще­ст­вен­ное при­зна­ние мо­де­ли и ее по­пу­ляр­ность. Од­ной из при­чин ус­пе­ха Citroёn 2СV бы­ла це­на: в конце 60-х в Европе он был вдвое дешевле «Жука» — около $800, за оке­а­ном — на $500 до­ро­же.

Сей­час 2CV уже пе­ре­шел в раз­ряд ра­ри­те­тов, хо­тя от это­го не пе­ре­стал быть доступным. Но бы­ва­ют и ис­клю­че­ния. Лет 10 назад Citroёn Sahara 2CV ушел с аукциона на про­сто су­мас­шед­шей от­мет­ке в 41 597 ев­ро — все­го вы­пу­с­ти­ли 900 та­ких «тя­нитол­ка­ев», но до на­ших дней дожили лишь 250. Из-за боль­шо­го чис­ла сохранивших­ся эк­земп­ля­ров у экс­пер­тов вы­зы­ва­ет удив­ле­ние столь вы­со­кая це­на. По их мне­нию, Citroёn Sahara 2CV дол­жен сто­ить око­ло 5000 ев­ро.

Сред­ст­во пе­ре­дви­же­ния агента 007 Джейм­са Бон­да сей­час возят по вы­став­кам как национальную ре­лик­вию.

Про­ве­ден­ный в Ве­ли­ко­бри­та­нии оп­рос лю­би­те­лей филь­мов о Джейм­се Бон­де неожидан­но по­ка­зал, что жи­те­ли Ту­ман­но­го Аль­би­о­на счи­та­ют са­мой стиль­ной машиной аген­та 007 имен­но Citroёn 2CV, на ко­то­ром Бонд в ис­пол­не­нии Ро­д­же­ра Му­ра спа­сал­ся от по­го­ни в кар­ти­не «Толь­ко для тво­их глаз». Яр­ко-жел­тый ав­то­мо­биль­чик, сни­мав­ший­ся в этом филь­ме, был укомп­лек­то­ван мо­то­ром от Citroёn DS, раз­ви­вав­шим 54 л.с. Еще при­шлось уд­ли­нить шас­си ав­то­мо­би­ля и про­из­ве­с­ти не­ко­то­рые пе­ре­дел­ки в транс­мис­сии. По­сле всех усо­вер­шен­ст­во­ва­ний он мог раз­го­нять­ся до 164 км/ч!

Со­глас­но то­му же оп­ро­су англичан вто­рое ме­с­то сре­ди транс­порт­ных средств Бон­да занял Aston Martin DB5, а тре­тье до­ста­лось… со­вет­ско­му тан­ку Т-55.

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.