Электромотор не спешит на смену ДВС

Оптимисты уверены, что уже скоро автомобили перестанут коптить воздух и перейдут на электротягу. Но, как выяснил Леонид ВОРОБЬЕВ, специалисты другого мнения: в обозримом будущем без ДВС нам не обойтись.

С активным распространением гибридных технологий у многих складывается мнение, что дни традиционных ДВС уже сочтены. Однако это сов-сем не так. Потенциал бензиновых моторов и дизелей еще далеко не исчерпан — и это вовсе не предположение теоретиков-любителей, а мнение специалистов, непосредственно занимающихся разработкой основных систем двигателей. К примеру, Рольф Леонхард, член правления «Роберт Бош ГмбХ», считает, что в течение ближайших 20 лет ДВС сохранят свои лидирующие позиции.

Сегодня самым распространенным двигателем в мире остается двухлитровый бензиновый мотор мощностью около 136 л.с. с впрыском во впускной коллектор, потребляющий около 8 л/100 км и выбрасывающий в атмосферу 182 г СО2 на каждый километр пробега.

Есть над чем работать

Возможностей для его совершенствования достаточно много. Так, Bosch предлагает несколько «технологических пакетов», внед-рение которых позволит значительно улучшить экологичность и экономичность ДВС. К примеру, если объем двухлитрового двигателя уменьшить до 1,4 л, снабдив его турбонаддувом, перейти на систему прямого впрыска, оптимизировать температурный режим работы и снабдить мотор системой «старт-стоп», потребление бензина и выброс СО2 удастся снизить на 22 % без ущерба для динамики автомобиля. Следующим этапом может стать дальнейшее уменьшение объема (до 1,1 л) с одновременным увеличением давления наддува (для компенса-ции потери мощности и крутящего момента). А также «продвинутый» контроль фаз газораспределения и широкое внедрение рекуперативных систем, использующих энергию торможения для подзарядки АКБ. Эти меры помогут понизить аппетиты двигателя еще на 29 % и обеспечат возможность уложиться в нормы Евро-6.

Внедрение этих систем на дизелях еще более эффективно. По прогнозам специалистов Bosch, именно трехцилиндровый турбодизель объемом 1,1—1,2 л станет самым популярным агрегатом к 2015 г. Его расход топлива составит около 3,6 л/100 км, а при использовании гибридной схе-мы — и вовсе около 2,6 л/100 км. А как обстоят дела с электро-моторами? Скоро ли розетка заменит нам бензоколонку?

Увы, ни завтра, ни послезавтра этого, вероятнее всего, не случится. Причина — высокая себестоимость электромобилей. При нынешнем уровне развития технологий литий-ионный аккумулятор, позволяющий автомобилю среднего класса проехать хотя бы 200 км без подзарядки, весит более 200 кг и обходится в 17 000 евро. В обозримом будущем его стоимость может снизиться до 8000 евро, но и это слишком дорого для компактных серийных моделей. Необходимы новые технологии, которые подразумевают серьезные инвестиции.

Только сообща

Для того, чтобы обеспечить достаточное финансирование и более активно использовать накопленный в этой сфере опыт, многие крупные компании объединяют усилия. Так, Bosch и Samsung не так давно создали совместное предприятие SB LiMotive, в задачи которого входит как раз совершенствование технологий изготовления аккумуляторных батарей. В этой области уже есть значительные успехи, но серийное производс-тво новых батарей начнется не раньше 2011 г.

Не стоит сбрасывать со счетов и гибридный привод. Однако, по сути, это лишь переходный этап от традиционного ДВС к электромоторам.

Прогресс намечается и в других областях. К примеру, в будущем навигационные системы в дополнение к своей основной роли проводника смогут выполнять и ряд других функций — со временем их обучат также распознавать рельеф местности и геометрию дорог. Таким образом можно будет рассчитать наиболее экономичную траекторию передвижения из точки А в точку В, основываясь на количестве подъемов, спусков, поворотов… Кроме того, представление о рельефе поможет оптимизировать схему подзарядки батарей гибридных автомобилей. Словом, возможностей — масса. Дело за их реализацией.

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.