Глушитель – устройство для подавления шумов, возникающих при отводе отработанных газов от двигателя. Является частью выпускного тракта двигателя. На рынке представлен широкий ассортимент различных конструкций глушителей, изготовленных из разных материалов и работающих с разной эффективностью.
Принципы работы
Все глушители для автомобилей работают по одному принципу: звуковые волны, которые появляются в результате работы двигателя, попадают в глушитель и там, двигаясь по камерам, гасятся, проходя через многочисленные отверстия во внутренних полостях. Энергия звука преобразуется в тепловую. Главное, при подборе глушителя смягчить и заглушить звуковые колебания на всех частотах.
Парадокс в том, что для качественного погашения звука необходимо создать как можно больше гасящих элементов. А большее количество гасящих элементов создают значительное сопротивление выходу газов и потерю мощности из-за серьезного ухудшения продувки цилиндров. Поэтому конструкции глушителей зависят от параметров двигателя (объема цилиндров) и частоты вращения коленвала. Из практики, водителей сильно утомляют низкочастотные шумы (50–300 Гц) из-за неправильно подобранного глушителя.
Материалы и конструкция
Для производства глушителей используют определенные виды стали:
- углеродистая;
- алюминизированная;
- алюмоцинковая;
- нержавеющая.
Углеродистая сталь – неплохой материал для глушителя, дешевый и хорошо обрабатывается, но из-за высоких температур и химически активных веществ, образующихся при работе двигателя, коррозия «съедает» такие глушители за 1–2 года.
Большинство глушителей делают из алюминизированной и алюмоцинковой стали. Эти материалы более устойчивы к коррозии и могут продержаться в 3–4 раза дольше. В то же время они достаточно дешевые.
Для автомобилей премиум-класса делают глушители из нержавеющей стали. Эти глушители имеют долгий срок службы, но дорогие.
По конструкции глушители подразделяются:
- на прямоточные;
- резонансные;
- диссипативные;
- лабиринтные;
- комбинированные.
Прямоточные – применяются в основном для спортивных моделей и не сильно снижают мощность автомобиля. Их делают из нержавеющей стали, поэтому они имеют высокую цену.
Резонансные (другое название реактивные) – имеют многокамерную конструкцию и сделаны так, чтобы звуковые волны одной частоты в противофазе встречались внутри и гасили друг друга.
Диссипативные – заполнены специальным шумопоглощающим материалом. Отлично гасят высокочастотные звуковые волны и умеренно низкочастотные.
Лабиринтные – имеет много перегородок и 1–2 камеры. Уровень звука спадает за счет долгого движения газов по лабиринтам. Хорошо справляются с понижением уровня шума, но создают большое сопротивление потоку газов, что приводит к снижению мощности.
Комбинированные – комбинация диссипативных и резонансных глушителей.
Снаружи корпус может быть завальцован, но все внутренние детали тщательно провариваются.
Критерии выбора глушителя
Для выбора глушителя обращают на следующие характеристики:
- размеры – чем больше и тяжелее, тем больше в нем звукопоглощающих элементов, тем лучше;
- качество сборки – не должно быть плохих сварочных швов, складок металла, заусенцев;
- конструкция и внешний вид – подскажут, какой тип глушителя и материал (алюминизированную сталь не красят).
Как выбирать?
Самый простой способ – это поиск по ВИН-коду. По нему легко подбирается подходящий именно для этой марки. Оригинальные, конечно, будут дорого стоить, но, включив в поиск совместимые с оригиналом, можно получить большое количество вариантов.
Не на всех ресурсах есть возможность использовать ВИН-код. В таком случае используются данные паспорта:
- марка;
- модель;
- год изготовления.
Также будут предложены оригинал и совместимые с оригиналом аналоги.
Третий путь – купить универсальный, но тут можно прогадать. Купив, ориентируясь на возможность сопряжения труб, и забыв о необходимости совместимости точек крепления, можно просто бросить его в гараже.
Не будет хорошим вариантом покупать глушитель с разборки. Может попасться «убитый».
Решив купить неоригинальную деталь, можно хорошо сэкономить, выбрав аналог бренда. Некоторые фирмы ориентированы на производство запасных частей. Они достигли в этом вопросе больших высот, выпуская большие партии качественной продукции по достаточно демократичной цене.
В производстве глушителей рекомендуется ориентироваться на такие фирмы, как:
- Bosal (штаб-квартира в Бельгии);
- Polmostrow (Польша);
- «Юнимикс» (Украина);
- ЮТАС (Украина);
- SKS (Украина)
- Walker (Швеция).
Подделывать обычно не пытаются. Могут выдавать образец из Китая за немецкий. Чтобы не ошибиться, обычно смотрят:
- на толщину металла – подделка имеет тонкий и хрупкий металл;
- надписи на упаковке – там указываются коды, страна производитель, фирменные знаки;
- размеры камеры – у подделки они меньше;
- качество окраски – на крупных заводах красят, используя поляризацию (такой метод дает ровный и качественный слой краски).