Кто придумал тормоза?

То, что автомобиль – один из самых технологически сложных продуктов, требующий огромных вложений и долгих исследований, никому объяснять не нужно. Но мало кто догадывается, сколь большая часть этой работы лежит на плечах производителей комплектующих. Редактор «АвтоМира» отправился в Южную Корею на предприятие Sangsin Brake, чтобы своими глазами увидеть, как создаются тормозные колодки.

На юго-западе Южной Кореи, в городе Тэгу, проживает около полутора миллионов человек. Это четвертый по величине населенный пункт в стране и один из крупнейших промышленных центров. Именно здесь находятся предприятия концерна Sangsin Brake.

Впрочем, завод тормозных колодок неразрывно связан с исследовательским центром компании. Поэтому по прибытии на производственные мощности нас первым делом приглашают в лаборатории, где ведутся научные исследования. «Состав тормозных колодок – такая же тайна, как оригинальный рецепт кока-колы, поэтому фотосъемку любых объектов в исследовательском центре можно производить только с разрешения персонала», – предупреждает нас местный гид. Причем ингредиенты всем давно известны. Не раскрываются лишь пропорции, в которых они смешиваются.

Сначала нас ведут в лабораторию, где проводится своего рода спектральный анализ новых разработок. С помощью специального оборудования проверяют состав и структуру испытуемых образцов колодок. И если состояние и свойства колодок устраивают специалистов, то их отправляют на следующий этап проверки. А он, пожалуй, один из самых сложных, но вместе с тем показательных. Специальный испытательный стенд имитирует интенсивное торможение. Причем испытание проводится не одноразово, а повторяется циклично. Торможения производятся до тех пор, пока диск не нагревается докрасна, а колодки не начинают гореть. И даже в таком состоянии с помощью измерительных приборов проверяют их остаточные фрикционные свойства.

Специальный испытательный стенд имитирует интенсивное торможение. Проверка проводится не одноразово, а повторяется циклично. Торможения выполняются до тех пор, пока диск не нагревается докрасна, а колодка не начинает гореть

Если и это испытание опытные образцы проходят успешно, то следом их ждет проверка в лаборатории по измерению уровня шума. Ведь по-настоящему качественные колодки должны не только эффективно замедлять автомобиль, но и делать это как можно тише, дабы не доставлять дискомфорт окружающим. Лаборатория по исследованию шума скорее напоминает студию звукозаписи. В шумоизолированной комнате на барабанном стенде стоит автомобиль, на который установлены новые образцы колодок Sangsin.

Рядом с колесами машины закреплены сверхчувствительные микрофоны. Барабаны испытательного стенда вращаются, имитируя разгон автомобиля, а затем колодки его тормозят. Именно в этот момент микрофоны начинают записывать звук от работы тормозных механизмов. И если анализ данных показывает, что шум не превышает допустимые нормы, то колодки отправляются на дальнейшие исследования.

В противном случае – на доработку! При выходе из лабораторий исследовательского центра проходим сквозь боксы, где на стапелях стоят автомобили с открученными колесами и «открытыми» тормозными механизмами. «А это что?» – интересуемся мы. «Это машины, на которых будут тестировать колодки на полигоне», – слышим в ответ. «Ой, а можно туда?» – напрашиваемся мы. «Можно, но сначала осмотрим производство».

Как в больнице

Стерильной чистоте в производственных цехах Sangsin Brake могут позавидовать многие наши поликлиники. А ведь здесь ведется производство полного цикла, начиная с отливки болванок и их формовки и заканчивая нарезкой и закалкой в специальных высокотемпературных печах. Причем производятся колодки как для дисковых механизмов, так и для барабанных.

Вообще линейка продуктов Sangsin Brake достаточно широка. В ней есть колодки для грузовиков и легкого коммерческого транспорта, а также три вида колодок для легковых автомобилей. Модели Hi-Q предназначены для седанов и хэтчбеков. Серия Hagen рекомендована кроссоверам. А линейка HardRon отлично подходит спортивным моделям автомобилей, да и всем водителям, предпочитающим агрессивный стиль вождения. Кроме того, Sangsin Brake поставляет свою продукцию на конвейер – предприятиям концерна Hyundai-Kia.

Причем колодки для первичной комплектации и розничной продажи производятся на одной линии. И кстати, не только в Тэгу, но и за пределами Южной Кореи. Обычно Sangsin Brake выходит на иностранный рынок с локализацией производства вслед за автогигантом, открывающим свой завод на территории другой страны. Однако, как правило, компания идет на такой шаг только после того, как производственная мо­щность клиента превышает 1 миллион автомобилей в год. Именно по этой причине у Sangsin уже есть заводы в Китае, Индии, на Ближнем Востоке и даже в Мексике.

А что на полигоне?

После прогулки по цехам отправляемся на полигон. Водители-испытатели демонстрируют нам несколько упражнений, в ходе которых проверяют качество и свойства колодок. Первое: разгон-торможение. Экстренное торможение производится до полной остановки. Оборудование фиксирует изменение температуры колодок, их фрикционные свойства и ряд других параметров в естественных условиях с учетом температуры и влажности воздуха.

Во втором упражнении инженеры проверяют интенсивность замедления, разгоняя автомобиль до 160 км/ч, а после уменьшая скорость торможением до 60 км/ч. Здесь колодки оценивают без приборов, исключительно со слов водителей-испытателей, по их субъективным ощущениям.

Оборудование на полигоне фиксирует изменение температуры колодок, их фрикционные свойства и ряд других параметров в естественных условиях, с учетом температуры и влажности воздуха

Ну и на третьем упражнении, на уклонах различной степени, проверяют способность колодок фиксировать автомобиль с помощью стояночного тормоза. И даже если здесь, на последнем этапе, обнаружатся недостатки, продукцию обязательно вернут на доработку. «Боятся? – подумаете вы. – Перестраховываются…» Конечно, боятся! Тормоза ведь придумали трусы!

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.