Выбираем ГБО: дешево или сердито?

Выбираем ГБО

Перевод автомобиля на газовое топливо – самый верный способ сэкономить на содержании машины. Но если ошибиться с выбором ГБО, аппаратура останется ненужным балластом на борту. Как сделать правильный выбор?

Комплект газобалонного оборудования состоит не менее чем из десятка основных компонентов, и прелесть именно в том, что каждый из них можно подобрать на свое усмотрение. А усмотрение у нашего человека, увы, одно: заполучить технику как можно дешевле. К счастью, реальность немного сдерживает скупердяйские стремления автомобилистов – ГБО ведь должно еще и работать! Поищем баланс цены и качества вместе.

Все генерации

Существует несколько систем питания ДВС сжиженным газом, которые принято классифицировать по мере их появления на рынке – по поколениям. Естественно, первые генерации были попроще, а каждая последующая становилась сложнее и совершеннее. С нумерацией поколений в разных странах имеет место определенная путаница, но суть отличий везде одна – в принципе управления дозировкой газа и в способе подачи газа в камеру сгорания.

Первые несколько поколений ГБО – по самой распространенной классификации 1-е и 2-е – предназначены прежде всего для карбюраторных двигателей. В них газ подается во впускной коллектор через смеситель, устанавливаемый под карбюратором, или через врезаемые в карбюратор или коллектор штуцеры. Дозировка осуществляется вакуумной системой в редукторе-испарителе, которая берет за исходную информацию разрежение во впускном коллекторе (оно более или менее точно отражает нагрузку на двигатель и учитывает положение педали акселератора). Эти системы недороги, но они работают достаточно грубо, поэтому допускают перерасход топлива, а из-за неточной дозировки в некоторых режимах смесь переобогащается и за машиной порой тянется шлейф пропановой отдушки.

Следующей ступенью развития стало ГБО с электронным управлением – в Украине их принято называть 3-м и 4-м поколениями. Третье предназначено для поздних карбюраторных и первых инжекторных, моновпрысковых моторов. Сначала появилось дозирование газа на основе информации лямбда-датчика и иных датчиков двигателя. Вместо вакуумного регулирования в редукторе-испарителе внедрили шаговый дозатор с электроприводом. Подача газа впервые была организована уже через отдельные форсунки, врезанные в коллектор.

Системы ГБО с полностью электронным управлением, копирующие систему распределенного впрыска бензина и опирающиеся на ее датчики и электронные блоки, назвали 4-м поколением. Такие системы – самые распространенные на сегодняшний день. Они позволяют точно дозировать состав рабочей смеси, обеспечивают экономичную работу двигателя. Расход газа во впрысковых системах стремится к показателям при работе на бензине, лишь на 10–15% превышая его. Минусы ГБО 4-го поколения в более высокой цене (как минимум вдвое по сравнению со 2-м поколением) и необходимости компьютера для точной настройки смонтированной системы.

  Ремонт системы охлаждения в Киеве
Так схематически выглядит компоновка элементов ГБО в автомобиле. Монтаж системы – занятие, требующее высокой квалификации мастера и большого опыта. Некачественная установка системы может обернуться частыми визитами на сервис и, соответственно, дополнительными расходами

Более поздние системы, относящиеся к 5-й и 6-й генерациям, подразумевают впрыск газа в жидком состоянии, минуя переход в газообразное. Причем в некоторых случаях сжиженный газ подается прямо в цилиндр. Такое ГБО вдвое дороже предыдущего, требует собственной программы управления, индивидуальной для каждой модели двигателя, и привередливо к качеству газа.

Выбор поколения

Двигатели некоторых массовых автомобилей (например, инжекторные ВАЗы, Lanos, Aveo/Vida) поз­воляют применять ГБО как 2-го, так и 4-го поколения. Некоторые владельцы «ведутся» на возможность сэкономить, устанавливая устаревшие комплекты с вакуумным регулированием, но делать этого не стоит. Во-первых, это не очень полезно для двигателя: придется или рисковать целостностью впускного коллектора, или дополнительно покупать предохранительное устройство для него. Во-вторых, одномоментно сэкономив на оборудовании, вы упускаете возможность в дальнейшем экономить на более низком расходе топлива в течение всего срока эксплуатации автомобиля.

Системы поколений выше 4-го в условиях нашей страны не стоит приобретать по причине их высокой цены и требовательности к чистоте газа, с которой у нас не все хорошо. К тому же для их настройки нужна особая квалификация установщиков.
Коротко говоря, на сегодня картина такова: на карбюраторные двигатели нужно ставить системы 2-го поколения, на инжекторные – 4-го.

ГБО, откуда ты?

Не верьте тем, кто говорит, что ГБО на автомобиле – дополнительный источник хлопот и расходов. Качественная и правильно установленная система требует к себе внимания не чаще (а то и реже), чем родные узлы и агрегаты автомобиля. Поэтому, выбрав поколение системы, нужно определиться с другим вопросом – ее качеством. Решить эту задачу относительно просто, поскольку традиционно сложилась иерархия ГБО по «национальному» признаку. Так, например, самые дорогие комплекты – голландские, за ними идут итальянские и корейские. Чуть ниже (хоть и не всегда заслуженно) котируются польские и турецкие бренды.

Так выглядит комплект газобаллонного оборудования в разобранном состоянии. Мы настоятельно рекомендуем покупать оборудование хорошо известных производителей

Безымянные газовые установки китайского производства могут оказаться чуть ли не вполовину дешевле прочих, но хотелось бы предостеречь от их покупки – слишком уж много в «газовых» компонентах тонкостей, отступление от которых приводит к отказам, сбоям и поломкам. В общем, ко всему тому, чем пугают неинформированного автовладельца апологеты езды исключительно на бензине.

В результате не в меру экономный автомобилист устает каждую неделю-две ездить на «газовую» СТО на обслуживание, перепрошивку, чистку компонентов некоего примитивного ГБО. И начинает ездить исключительно на бензине, раз и навсегда объявив, что газ – это не для него.

  Почему лучше покупать детали через онлайн-каталог запчастей Daihatsu

Между тем, все объясняется просто: в дешевых комплектах применяются устаревшие конструкции (например, склонные к засорению клапаны форсунок лепесткового типа), низкокачественные материалы (чрезмерно хрупкие металлы для корпусов и трубок, нестойкая к холоду резина), неквалифицированная пайка электронных блоков и т.п.

В случае с морально устаревшими системами 2-го поколения вопрос качества усугубляется тем, что большинство производителей уже не относятся к ним всерьез и эта ниша на рынке закрывается в основном за счет дешевых, а значит, проблемных, ненадежных и недолговечных изделий. Но в каталогах некоторых серьезных производителей эта продукция все равно присутствует, и именно на ней стоит остановиться.

Комплектуем под себя

Дополнительное достоинство газобаллонного оборудования в том, что вы можете укомплектовать его по своему усмотрению. Комбинируя дорогие высококачественные компоненты на «ответственных местах» и недорогие там, где долговечность не так важна. Конечно, предварительно нужно проконсультироваться со специалистами касательно совместимости компонентов разных марок, а главное – заручиться их поддержкой при настройке работы аппаратуры после ее монтажа. Это непременное условие, поскольку для этого нужен компьютер со специальным софтом и, кроме того, редко удается правильно настроить мощность и экономичность двигателя при работе на газе с первого раза.

Например, можно выбрать высококачественные форсунки – японские, итальянские или корейские, такой же марки редуктор и ЭБУ. А с другой стороны, для экономии взять недорогие клапаны, фильтры и пульт управления польских или турецких марок. Трубопроводы и баллон вполне могут быть белорусского, польского или турецкого производства, а некоторые, самые отчаянные владельцы решаются на покупку баллонов, привезенных с европейских «шротов» – разборок.

Наконец, о еще одном способе сэко­номить при установке ГБО. Чтобы не вносить «газ» в документы автомобиля и не платить за новый техпаспорт и услуги сервисного центра МВД, многие владельцы маскируют пульт управления и заправочную горловину. В нынешних условиях, когда сотрудники полиции не имеют права проверять техсостояние автомобиля на дороге, такое решение оказывается эффективным. Обычно заправочный клапан прячут или в нижнюю, горизонтальную часть бампера, или под лючок бензобака. Если в вашем автомобиле приемлем последний вариант, учтите это заблаговременно. Поскольку для него понадобится приготовить трубопровод, возможно, большей длины, специальную заправочную горловину и съемный штуцер-переходник. И даже если вы не собираетесь играть в кошки-мышки с законом (а мы вам делать это не рекомендуем, потому что закон есть закон!), размещенный под крышкой бензобака газовый клапан не будет нарушать внешний вид вашего автомобиля.