Исчезнувшие марки. Iso

Iso Grifo GL

Среди марок, незаслуженно забытых в наше время, особого упоминания заслуживает итальянская Iso, известная своими стильными спортивными моделями и сыгравшая важную роль в возрождении немецкой компании BMW.

После войны компания переключилась на производство мотоциклов, скутеров и трициклов для коммерческого использования. Со временем, накопив опыт и средства, переименованная в Iso Autoveicoli S.p.A. фирма задумалась над компактными автомобилями. Двухмест­ная модель, получившая имя Isetta, имела оригинальную конструкцию: единственная дверь располагалась спереди, а руль крепился к ней несколькими валами и карданными шарнирами. Шутники называли машину холодильником на колесах и иронизировали, почему при открывании двери внутри не зажигается свет. Тем не менее Isetta стремительно набирала популярность — компания выпу­стила порядка 20 тысяч «букашек». С 1954 года лицензии на Isetta приобрели французские, испанские, бельгийские, британские, бразильские и немецкие заводы. Наибольшую известность приобрела Isetta, выпуск которой наладила компания BMW. Именно благодаря продажам Isetta баварцы смогли пережить тяжелые послевоенные годы и сохранить марку. До 1962 года в Мюнхене изготовили более 160 тысяч BMW Isetta…

Анти-Ferrari

Но вернемся к Iso. Вырученные от продажи лицензий деньги решено было направить на разработку спортивных авто. Этому решению предшествовало событие, сыгравшее ключевую роль в истории всего итальянского автомобилестроения. Речь, конечно же, идет о «ночи длинных ножей в Ferrari», когда после бурной ссоры с Энцо Феррари компанию покинула часть административно-технического персонала, в том числе Джиотто Биццаррини, Карло Чити и Романо Тавони.

Лебединой песней Биццаррини, удачно сочетавшего в себе качества талантливого инжене­ра и прекрасного дизайнера, в Ferrari стало создание модели 250 GTO. После ухода из «коню­шни» Джиотто основал в Ливор­но фирму Autostar, которая проектировала автомобили и двигатели по заказам других компаний. В числе первых клиентов были Lamborghini и… Iso. Последняя поручила Биццаррини создать конкурентоспособный автомобиль класса gran turismo. И хотя вслух об этом не говорилось, главным конкурентом была, разумеется, Ferrari.

Для экономии времени и средств мощный 5,3-литровый V8 позаимствовали у Chevrolet Corvette, а дизайн кузова доверили ателье Bertone, где в те годы всходила звезда молодого талантливого дизайнера Джорджетто Джу­джаро. На создание машины, дебютировавшей в 1962 году, ушло 12 месяцев. Спорткар нарекли Iso Rivolta, а презентация состоялась на автошоу в Турине. Публика тепло приняла новинку, но энергичный Биццаррини не торопился праздновать победу: ему хотелось большего. И он убедил Ренцо Риволту в необходимости создания гоночной версии для повышения престижа марки. «Лучшая реклама — это гонки, — повторял он. — Посмо­трите на Феррари: каждый понедельник его имя появляется на страницах газет всего мира».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Неразгаданная тайна смерти создателя дизельного двигателя

Iso Grifo GL

В конечном итоге Риволта поддался уговорам и подписал с Биццаррини договор на строительство новой модели. Двухместное купе планировалось делать по той же схеме, что и Iso Rivolta: Биццаррини проектировал шасси под двигатель Chevrolet Corvette, а изготовление кузова планировалось поручить ателье Bertone. Машину нарекли Grifo. Имя было совсем не случайным: мифические крылатые существа с орлиной головой и телом льва были непримиримыми врагами лошадей. Нужно ли объяснять, что за лошадь была выбрана потенциальной жертвой?

Спорт и роскошь

Интересно, что на выставке в Турине дебютировали сразу два автомобиля. Первый представлял собой дорожную версию Grifo A3/L (Lusso — итал. «роскошь») с кузовом Bertone. Второй экземпляр — Grifo A3/C (Competizione — «соревнование») выделял­ся на фоне остальных участников автошоу отсутствием краски. Дело в том, что сборку автомоби­ля закончили буквально в ночь перед открытием выставки и времени на покраску уже не оставалось. Кузовные панели выколотили мастера фирмы Sports Cars Пьеро Дрого. Кузовщики работали по чертежам на основе эскизов Биццаррини. Масштабная модель продувалась в аэродинамической трубе Пизанского университета. Высота A3/C не пре­вышала 1110 мм. Изящный кузов купе выглядел изысканно, а легкую агрессию ему добавляли выразительные крылья, большие алюминиевые диски колес с центральной гайкой и многочисленные вентиляционные отверстия.

Даже в стандартном исполнении 5,4-литровый мотор Corvette развивал 300 «сил», но этого Биццаррини показалось недостаточно, поэтому мощность довели до 405 л.с. Спереди установили независимую рычажно-пружинную подвеску с гидравлическими амортизаторами, сзади — полу­независимую подвеску de Dion. Усмирить нрав «Грифона» помогали дисковые тормоза всех колес с сервоусилителем.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Первый переднеприводный автомобиль. Каким он был?

Однако, несмотря на яркую внешность и недюжинные технические характеристики, наладить выпуск сразу двух моделей ни Риволта, ни Биццаррини не могли. В результате партнеры начали испытывать друг к другу не самые теплые чувства. Противостояние вылилось в прекращение сотрудничества, и каждый пошел своим путем. Биццаррини после окончания контракта с Iso основал новую фирму — Societa Prototipi Bizzarrini — и переименовал A3/C в Bizzarrini 5300 GT. Риволта же наладил в 1964 году серийный выпуск A3/L под названием Iso Grifo GL. Всего за десять лет был изготовлен 471 «Грифон».

Бургундский красный

Восхитительный экземпляр купе Iso Grifo на этих страницах осна­щен опционным 350-сильным двигателем Corvette Turbofire V8, который разгонял машину до 265 км/ч! Автомобиль первоначально был приобретен Оливе­ром Каттнером из компании Grifon Motor Cars, затем оказался у итальянского коллекционера синьора Джузеппе Превости. Он поручил его реставрацию известному туринскому мастеру Сальваторе Диоманте, который в 1960-е работал у Биццаррини и специализируется на автомобилях Iso и Bizzarrini. На полный цикл реставрационных работ ушло четыре года.

Iso Grifo GL
Ренцо Риволта внезапно умер в 1966-м, и фирму возглавил его 25-летний сын Пьеро, под руководством которого фирма Iso Rivolta до своего банкротства в 1974-м успела выпустить еще несколько моделей — всего около 1700 машин класса gran turismo

Кузов окрашен в цвет бургундского вина. Стремительный силуэт подчеркивают хромированные накладки в нижней части кузова, тонкие бамперы и серебристые колесные диски. Автомобиль выглядит так, словно только что выехал из заводского цеха, а ведь с тех пор прошло 46 лет.

Темный цвет кузова прекрасно гармонирует со светлой отделкой салона, деревянными декоративными панелями и тонким деревянным рулем, центральную часть которого украшает изображение грифона. Каждая деталь полностью аутентична и соответствует оригиналу.

Iso Grifo объединяет лучшие достижения мастеров по обе стороны Атлантики – стильный итальянский дизайн и мощь классического американского V8.