История марки Pierce-Arrow. Стрела Пирса

Pierce-Arrow Model 1242 Twelve

Американская марка Pierce-Arrow имела сравнительно короткую, но насыщенную историю. Высочайшее качество и надежность стали основой ее успеха и известности далеко за пределами Соединенных Штатов.

В далеком 1865 году три компаньона — Хайнц, Пирс и Мюншауер — основали в городке Баффало, штат Нью-Йорк, небольшую фирму по выпуску птичьих клеток и прочих металлических конструкций. Накопив необходимый производственный опыт, фирма расширила ассортимент выпускаемой продукции за счет лотков для льда и сантехнических труб. В 1872 году Джордж Н. Пирс выкупил доли своих партнеров и переименовал компанию, оставив в ее названии только свое имя. К 1896 году компания George N. Pierce наладила производство входивших в моду велосипедов, а в 1900 году увидел свет первый автомобиль на паровом ходу. В ноябре того же года Пирс построил первый опытный образец автомобиля с бензиновым двигателем французской фирмы DeDion, получившей впоследствии название Motorette.

Great Arrow

Ключевым моментом в истории компании стал 1904 год, когда компания представила свой первый автомобиль с четырех­цилиндровым бензиновым мотором — Great Arrow. Сын основателя компании Перси принял участие на этой машине в гонке Glidden Tour и с легкостью опередил всех конкурентов. С тех пор автомобили Pierce Great Arrow еще четырежды приходили к финишу этой гонки первыми. Неудивительно, что имена Pierce и Arrow стали прочно восприниматься у автомобильных фанов как единое целое. Этот факт стал основополагающим для переименования компании в Pierce-Arrow в 1909 году.

Продукция, носившая это гордое имя, снискала славу и приверженность поклонников в первую очередь благодаря своей надежности и высокому качеству. Несмотря на то что стоимость продукции компании была достаточно высокой, а за отдельные модели просили сумму, эквивалентную стоимо­сти десяти (!) Ford T, вокруг мар­ки со стрелой на облицовке радиатора сформировался устойчивый круг состоятельных покупателей. Именно тогда компания Pierce-Arrow вошла в знаменитый круг трех P, который помимо нее включал таких американских производителей автомобилей класса люкс, как Packard и Peerless.

Визитной карточкой марки Pier­ce-Arrow стали фары в кры­льях, впервые появившись на моделях в 1913 году. Своим появлением они обязаны дизайнеру Герберту Доули, который позже снискал себе славу в качестве кинопродюсера. Оригинальные фары, на долгие годы ставшие отличительной особенностью автомобилей Pierce-Arrow, были не просто ярким стилистическим элементом. Благодаря своему расположению они гарантировали прекрасное освещение в любое время суток, а также обеспечивали машинам Pierce-Arrow узнаваемость в дорожном потоке.

500 миль каждому

В отличие от автомобилей Peerless, на которых моторы V8 появились в 1916 году, а также моделей Packard, получивших в том же году знаменитые двигатели Twin Six (V12), компания Pierce-Arrow долгое время, вплоть до 1927 года, оставалась верной рядным «шестеркам». Но зато какие это были «шестерки»! Например, для компактной, легкой и наименее дорогой машины в гамме Pierce-Arrow Model 80, дебютировавшей в 1925 году, двигатель оснастили T-образной головкой блока с четырьмя клапанами на цилиндр и двойным зажиганием.

  8 моделей Volkswagen, о которых мало кто знает

Pierce-Arrow Model 1242 Twelve

Кульминацией развития этого силового агрегата стал Pierce-Arrow Model 36, который выпускался с 1926 по 1928 год. После сборки каждый мотор перемещался на динамометрический стенд и прогонялся на различных оборотах 15 часов без остановки. Подобные жесткие испытания позволяли имитировать 500-мильный (805 км) пробег машины по обычным дорогам. После завершения теста двигатель разбирался, а все подвижные элементы проверялись на износ. После этого мотор вновь соби­рался и отправ­лялся на двухча­совой тест в специальную комнату, стены которой были обиты пробковым деревом. Там происходили финальные испытания мотора. Только после проведения всех этих лабораторных тестов двигатель передавали на сборочный конвейер для монтажа на авто­мобиль. Собранное ходовое шасси отправлялось в пятичасовой пробег по окрестностям завода. В том случае, если за время дорожных испытаний не было выявлено никаких проблем, на шасси устанавливали кузов. Заключительный тест готового автомобиля проводил лично руководитель отдела испытаний. После получения его одобрения автомобиль тщательно мыли, проводили финальные настройки и готовили для отправки заказчику.

Альянс

В 1928 году в истории компании Pierce-Arrow произошли важные изменения. Несмотря на то что недорогая Model 80 1924 года была сравнительно популярна и через год после премьеры ее продажи взлетели к рекордным для марки Pierce-Arrow 7500 машинам — полет был недолгим, а падение громким. Из-за резкого сокращения спроса Model 80 прожила всего три года. И Pierce-Arrow оказалась на мели. Компания остро нуждалась в обновлении модель­ного ряда, но касса уже была пуста. Одним из решений проблемы безденежья казался альянс с другим американским автопроизводи­телем, фирмой Studebaker.

Президент Studebaker Альберт Рассел Эрскин давно вынаши­вал планы по созданию престижной люксовой модели и к концу 1920-х годов вполне мог себе позволить реализацию амбициозного проекта. Таким образом, в августе 1928 года состоялось объединение, а фактически — поглощение Pierce-Arrow компанией Studebaker. Смахнув слезы и пересчитав полученные деньги, Pierce-Arrow приступила к разработке нового автомобиля и долгожданного 8-цилиндрового мотора.

  8 моделей Volkswagen, о которых мало кто знает

125-сильная рядная «восьмерка» с L-об­разной головкой блока, дебютировавшая в 1929 году, получи­лась на 45 кг легче преж­него 6-цилиндрового движка. Мощность нового мотора уда­лось повысить на четверть при уменьшении рабочего объема на 12%. Но самым важным показателем стала цена новой модели, получившей индекс 133 по величине колесной базы в дюймах (3378 мм). Так, если в 1928 году Model 36 оценивалась производителем в $5800, то стоимость новинки стартовала с отметки в $2775! Неудивительно, что 1929 год стал лучшим за всю историю марки: за Pierce-Arrow Model 133 своими кошельками проголосовали порядка 8 тысяч покупателей. Несмотря на разразившийся экономический кризис, оптимизм, вызванный успехом новинки, царил в компании и в следующем году. В январе 1930 года на выбор покупателям предлагалось три семейства автомобилей, четыре размера колесной базы и семнадцать вариантов кузовов. Годом спустя ассортимент продукции сократили, однако, несмотря на разворачивающуюся Великую депрессию, компании Pierce-Arrow удалось увеличить свою долю рынка. В 1931 году количество моделей сохранилось без изменений за исключением того, что выбор силовых агрегатов ограничился двумя моторами.

Двенадцать

В 1932 году автомобили Pierce-Arrow впервые получили 12-цилиндровые двигатели. Для машин с колесной базой 3480 мм (137 дюймов) предлагался агрегат объемом 6,5 л, а для более крупных модификаций — 7,0-литровый. В следующем году компания представила самый мощный в своей истории 175-сильный V12 объемом 7,6 л. Точно такой же двигатель находится под капотом изображенного на наших иллюстрациях Pierce-Arrow Twelve Convertible Sedan, вышедшего из ворот компании в 1933 году. Автомобиль постро­ен на короткобазном шасси 1242. В тандеме с мощным мотором работает 3-ступенчатая механическая коробка передач. Салон серебристо-синего «открытого седана» с тканевым верхом украшают обивка из темно-синей кожи и декоративные панели из ценных пород древесины.

Pierce-Arrow Model 1242 Twelve

Сменив несколько заботливых владельцев, этот автомобиль прошел тщательную реставра­цию и завоевал несколько престижных наград на ретро-выставках в США. По данным американского Общества любителей Pierce-Arrow, всего было изготовлено 120 экземпляров семейства Twelve 1242, из которых на сегодняшний день зарегистрировано лишь восемь! Pierce-Arrow Twelve относится к тем представителям классической эры автомобилестроения, которые всегда остаются в цене. В списке достоинств нашего героя — прекрасное для 80-летнего «старичка» состояние и минимальный с момента реставрации пробег в 220 км. По оценкам специалистов, сегодняшняя стоимость такого экземпляра оценивается в четверть миллиона долларов.