Карло Абарт. Царь скорпионов

Карло Абарт. Царь скорпионов

Официальной датой основания компании Abhart считается 15 апреля 1949 года. Предлагаем вспомнить о том как все начиналось и кем, ведь Карло Абарт — человек во всех отношениях незаурядный.

Мало кто знает, но именно компания Abarth вписала золотые страницы в послевоенную спортивную историю марки Fiat. Ее основатель Карло Абарт достиг беспрецедентного успеха на поприще автомобильных гонок. Он был беззаветно предан миру моторов и обладал талантом от Бога, был одержим скоростью и стремлением к инновациям.

Жажда скорости

Карл Альберт Абарт родился 15 ноября 1908 года в Вене. Скутеры, велосипеды, мотоциклы и мотоколяски: молодой Карл любил все виды транспортных средств. Но главной чертой его одержимости была уникальная способность разобрать их до последнего винтика, починить и… улучшить. Когда ему было всего 11 лет, Карл подготовил к гонкам свой первый скутер. В 16 лет Карл устроился подмастерьем в известное итальянское кузовное ателье Castagna & C, которое сотрудничало с инженерным факультетом Венского университета, а затем перебрался в небольшую австрийскую фирму Degan, где он создавал рамы для мотоциклов. В 20-летнем возрасте Абарт нашел работу, которая позволила реализовать всю его тягу к мототехнике: он поступил на должность инженера-испытателя в компанию Motor Thun.

Первая модель Abarth — Fiat 204A Sport Saloon — на трассе престижной гонки Mille Miglia (1950 г.)

Теперь Карл мог не только заниматься конструированием, но и постоянно обкатывать мотоциклы, а также принимать участие в различных соревнованиях. Успехи на гоночном поприще вкупе с талантом инженера вскоре дали свои первые плоды — в 1930 году Абарт сконструировал первый мотоцикл марки Abarth. К сожалению, серьезная авария во время гонки в Линце вынудила его отказаться от участия в гонках на обычных мотоциклах. Тем не менее Карл вовсе не собирался отказываться от участия в мотоциклетных соревнованиях и прекращать свою спортивную карьеру. Он попросту пересел на мотоцикл с коляской. Именно эта разновидность гоночных мотоциклов сделала Абарта известным.

В частности, Карл в 1932 году смог опередить знаменитый скоростной поезд «Восточный Экспресс». Однако в 1939 году вторая серьезная авария, произошедшая на гонках в Любляне, заставила его уйти из мотоспорта. Из-за травм Карлу пришлось проходить долгий курс лечения и реабилитации.

Командный дух

Послевоенная жизнь Карла Абарта напрямую связана с миром автомобилей. В 1945 году он переехал на север Италии в город Мерано, получил итальянское гражданство, а также сменил имя на Карло. На новой родине он познакомился с австрийским конструктором и дизайнером Рудольфом Хрушкой. В это время давний друг семьи Фердинанд «Ферри» Порше предложил компаньонам организовать представительство конструкторского бюро Porsche в Италии. И тут, подобно грому среди ясного неба, до них дошло известие об аресте семьи Порше по обвинению в коллаборационизме. К счастью, Ферри вскоре отпустили, но, чтобы вытащить отца из французской тюрьмы, требовались немалые деньги для залога.

Fiat Abarth 500 в шоу-руме Fiat. Именно с этой модели началось тесное сотрудничество Fiat и Abarth

Как нельзя кстати подвернулся выгодный заказ от Пьеро Дузио, который решил создать гоночную команду Cisitalia. Благодаря полученному от Дузио авансу Порше-старшего удалось освободить. Помимо отца и сына Порше в гоночном проекте Cisitalia приняли участие Карло Абарт, Рудольф Хрушка и Тацио Нуволари. В результате на свет появился полноприводный 12-цилиндровый Porsche 360 Cisitalia, который сегодня можно увидеть в музее компании Porsche в Цуффенхаузене. Но вернемся к главному герою нашего повествования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  DS Automobiles празднует юбилей знаменитой модели SM

Получив за три года всесторонний опыт в компании с такими грандами, Карло решил создать собственное предприятие и, заручившись поддержкой водителя-испытателя Cisitalia Гвидо Скальярини, а также спонсорской поддержкой его отца, основал 15 апреля 1949 го­д­а компанию Abarth & C. В ка­­честве эмблемы Абарт решил использовать изображение скорпиона — знака зодиака, под которым он родился.

Первым детищем Абарта стала модель 204 A Roadstar, созданная на базе Fiat 1100. В первом же сезоне она одержала победу в итальянском чемпионате по кольцевым гонкам автомобилей с моторами объемом 1,1 л, а также в чемпионате машин «Формулы-2». Параллельно с этим Абарту пришла в голову гениальная мысль использовать гоночный опыт в повсе­дневной жизни. Идея реализовалась в виде ставших привычными сегодня комплектов для тюнинга обычных дорожных авто, которые позволяли увеличить мощность, скорость и динамические характеристики.

Тот самый знаменитый одноместный гоночный Fiat Abarth 750 с обтекаемым кузовом ателье Bertone перед стартом рекордных заездов в Монце (1956 г.)

Первым продуктом в этой области стал комплект для модернизации коробки передач популярной в Италии микролитражки Fiat Topolino. Но подлинный успех марке принесли спортивные глушители, ставшие визитной карточкой марки Abarth на долгие годы. Благодаря опыту, накопленному в годы увлечения Карло мотоциклами, глушители Abarth стали основой продуктовой линейки компании — причем не только для автомобилей, но и для мотоциклов. В 1953 году это наглядно продемонстрировала фирма Gilera, адаптировав глушитель Abarth на мотоцикле Gilera Saturno. Всего за несколько лет Abarth & C достигла впечатляющих успехов не только на родине, но и далеко за ее пределами. В 1962 году объем производства глушителей достиг 257 тысяч, штат компании насчитывал 375 рабочих и служащих, а 65% продукции отправлялось на экспорт.

Развитию Abarth сопутствовали грамотная рекламная компания и успехи в гонках. Карло Абарт умело применял маркетинговые инструменты и средства коммуникации, которые используются до сих пор.

Гонки и рекорды

Рост интереса к марке среди гонщиков и энтузиастов автоспорта начался в 50-х и достиг своего пика в 60-е годы прошлого века. Карло Абарт умело развивал миф о своей марке. Это время сопровождалось установлением рекордов, триумфальными победами в гонках и огромным зарядом позитива, который вызывали в людях спортивные автомобили. В 1955 году Абарт представил модель Abarth 750 GT, созданную на базе Fiat 600. А годом спустя увидел свет Fiat Abarth 750 с кузовом ателье Bertone — экстраординарный автомобиль, который установил несколько рекордов скорости и одержал немало побед в гонках на выносливость.

Гоночные Abarth 1000 на трассе в Монце (1966 г.). Именно на таком автомобиле Джанкарло Багетти (единственный гонщик «Формулы-1», победивший в своем дебютном заезде) участвовал в безостановочном мировом рекорде и проехал 13 441,5 км за 72 часа

Так, 18 июня 1956 года на трассе в Монце он побил рекорд в 24-часовой гонке, преодолев 3743 км со средней скоростью 155 км/ч. В период с 27 по 29 июня того же года на этом автомобиле были установлены рекорды скорости на дистанциях 5 и 10 тыс. км, 5 тыс. миль, а также временные рекорды за 48 и 72 часа. Успехи не оказались незамеченными. Влиятельный немецкий журнал Auto Motor und Sport посвятил модели Abarth 750 главную статью номера. Новинками от Абарта заинтересовалось известное миланское кузовное ателье Zagato, которое построило в 1956 году собственные версии Fiat Abarth 750 Zagato и Fiat Abarth 750 GT Zagato. В мае 1957 года на старт знаменитой итальянской гонки Mille Miglia в классе машин объемом 750 см3 выехали 20 «Скорпионов» и 16 из них успешно добрались до финиша. Слава Abarth 750 достигла даже Соединенных Штатов: сын американского президента Франклин Делано Рузвельт-младший отправился в Италию, чтобы подписать эксклюзивное дистрибьюторское соглашение с Карло Абартом на поставки этих машин за океан.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Каким был первый электромобиль Фердинанда Порше

В 1958 году Абарт создал на базе Fiat 500 настоящий шедевр, полностью преобразив маленький автомобиль и раскрыв весь его потенциал. В том же году укрепились связи между Абартом и Fiat. В частности, в компании взяли на себя обязательство награждать Карло денежными призами за каждый рекорд и каждую победу в гонках. Результат не заставил себя ждать: автомобили Abarth установили 10 мировых и 133 международных рекордов, а также одержали более 10 тысяч побед на гоночных трассах.

Победный дух «Скорпиона»

Шестидесятые годы стали для компании «золотой эрой». Имя Abarth стало синонимом скорости, смелости, высоких технических характеристик и тюнинга. И легенда о «Скорпионе» продолжала расти и шириться, приобретая самые причудливые формы: в итальянских кафе посетители заказывали не эспрессо, а «кофе Abarth». С каждым годом расширялся список моделей, вписавших имя Abarth в мировую историю автоспорта. В их числе появившиеся в 1961 году Abarth 850 TC, Porsche 356 Carrera GTL Abarth и купе Fiat 1000 GT Paperino, Fiat Abarth 2400 Allemano (1963) и Abarth Simca 1300 GT (1964), Abarth 695 SS Assetto Corsa (1966), седан Fiat Abarth 1000 (1969).

Одноместный гоночный болид Fiat Abarth 500 Record Car с кузовом ателье Pininfarina. За рулем — Марио Полтроньери (1958 г.)

В 1965 году Карло Абарт решил пополнить личную коллекцию рекордов. 20 октября на трассе в Монце он установил несколько рекордов скорости на дистанции в четверть мили (402,25 м) и 500 м за рулем 105-сильного Fiat Abarth 1000 Monoposto Record, а уже на следующий день повторил эти рекорды на одноместном гоночном болиде в классе машин мощностью 200 л.с. Об одержимости Абарта скоростью свидетельствует тот факт, что в 57-летнем возрасте он похудел на 30 кг, чтобы поместиться в кокпите рекордного гоночного болида.

В 1971 году компанию Abarth приобрел FIAT, а последним автомобилем, в создании которого принимал активное участие Карло Абарт, стал Autobianchi A112 Abarth. За рулем этой машины выросло целое поколение раллийных гонщиков.

Fiat 131 Abarth Rally трижды приносил марке чемпионский титул — в 1977, 1978 и 1980 годах

После альянса с Fiat история «Скор­­пи­она» не закончилась. В рамках концерна Abarth получил статус спортивного подразделения. 80-е годы стали триумфальными для таких моделей, как Lancia Rally 037, Lancia Delta S4 Coupe Gr.B, Fiat 131 Abarth и Fiat Ritmo Abarth. Все они были созданы специалистами Abarth. Под патронатом FIAT Карло Абарт проработал несколько лет, а затем удалился на покой. Он ушел из жизни 24 октября 1979 года.

В 2007 году руководитель FIAT Серджио Маркионне сообщил миру радостную весть — компания возрождает бренд Abarth, а его первым детищем стали Abarth Grande Punto (2007) и Abarth 500 (2008). Но это уже совсем другая история.