Неразгаданная тайна смерти создателя дизельного двигателя

Нераскрытая тайна смерти создателя дизельного двигателя

В истории создания дизельного двигателя нет ничего загадочного. Появление моторов такого типа было неизбежно исторически и технически. А вот в биографии его создателя есть одна неразгаданная тайна.

Ранним утром 30 сентября 1913 года стюард парохода «Дрезден» осторожно постучал в дверь каюты. Ему никто не ответил, хотя пассажир, солидный немецкий господин, накануне сам попросил разбудить его в четверть седьмого утра. Постучав еще раз, стюард не выдержал и рывком распахнул дверь. Сразу стало ясно, что здесь никто не ночевал: в изголовье нетронутой постели лежала аккуратно сложенная ночная рубашка, на прикроватном столике стояла дорожная сумка, из замочка которой торчал маленький ключик, рядом с сумкой лежали золотые часы. Сам пассажир в каюте отсутствовал. Впрочем, как и на пароходе вообще. Этим пассажиром был Рудольф Дизель, изобретатель всем нам знакомого двигателя.

Ни следа, ни зацепки!

С корабля, пересекающего пролив Ла-Манш, человек может бесследно исчезнуть только одним способом — оказавшись за бортом. Другое дело, по своей воле он там оказался или нет. Предсмертной записки не нашли, да и явных поводов наложить на себя руки у господина Дизеля вроде как не было. Накануне вечером, за ужином, Рудольф оживленно обсуждал с попутчиками свои планы на время пребывания в Англии, где он должен был присутствовать 1 октября на общем собрании Объединенного общества «Дизель», а также осмотреть новые мастерские.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Шесть "Автомобилей года" Peugeot
Первый дизельный Mercedes-Benz 260D оснащался 2,6-литровым 4-цилиндровым дизелем мощностью 45 л.с. Мотор оказался неприхотливым и очень живучим, если учесть, что некоторые экземпляры MB 260D прослужили в качестве такси до середины 50-х годов.

Оставались версии несчастного случая или чьего-то злого умысла. Теория заговоров уже тогда была в моде, поэтому наиболее популярной стала версия, будто Дизеля устранили агенты германского Генерального штаба. Якобы его заподозрили в том, что накануне войны, неизбежность которой уже витала в воздухе, он собирался продать англичанам то ли свои двигатели для установки на британские субмарины, то ли секрет какого-то своего нового изобретения. Как это бывает сплошь и рядом в таких случаях, данную версию нельзя было ни подтвердить, ни опровергнуть.

А меньше чем через год началась Первая мировая война, за ней — череда революций, и тайна гибели Рудольфа Дизеля затерялась в этой суете. Сейчас миром правят не инженеры, как в те славные времена, а экономисты, и потому мы попытаемся взглянуть на события тех дней, да и на сам процесс рождения дизельного мотора, именно через эту призму — да простят нас предки за цинизм XXI века.

Один из экспериментальных грузовиков MAN, осна­щенный дизельным мотором.

К середине XIX века низкий КПД и прожорливость паровых двигателей стали очевидно тормозить развитие промышленности. К сожалению, существовавшие в то время газовые и бензиновые двигатели не могли составить серьезную конкуренцию паровым машинам, способным работать на самых дешевых видах топлива — нефти, мазуте, каменном угле.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Первый в мире SUV. Что это за модель и когда она появилась?

С патентом вас!

И тут очень своевременно Рудольф Дизель получает патент №67207 от 28 февраля 1892 года, названный «Рабочий процесс и способ выполнения одноцилиндрового и многоцилиндрового двигателя». А спустя год Дизель расширенно излагает теоретические выкладки своего патента в брошюре, смело озаглавленной «Теория и конструкция рационального теплового двигателя, призванного заменить паровую машину и другие существующие в настоящее время двигатели».

Чтобы воплотить теорию на практике, Рудольф Дизель обращается за финансовой поддержкой к Фридриху-Альфреду Круппу, который на тот момент возглавлял компанию, основанную его дедом. Во время Франко-прусской войны 1870–1871 годов империя Крупп изрядно заработала на поставках оружия немецкой армии, а по ее окончании смогла фактически монопольно хозяйничать на территории полученных в результате аннексии областей Эльзас и Лотарингия, где были сосредоточены большие запасы угля. Обращаясь за финансовой поддержкой к Круппам, Рудольф Дизель делал упор на то, что его двигатель способен использовать в качестве горючего угольную пыль, которая, как всем известно со школы, при должной концентрации является опасным взрывчатым веществом. Таким образом, предполагалось, что по мере ухода с рынка паровых машин, использующих для своей работы уголь, им на смену придет мотор Дизеля, также способный работать на угле, и империя Крупп сохранит свою главенствующую роль как в германской, так и в мировой экономике.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Уникальные факты из истории электромобилей Opel

Могильщик отрасли

Финансирование на постройку действующих образцов своего двигателя Рудольф Дизель получил, однако еще на самой ранней стадии экспериментов оказалось, что теплотворная сила угольной пыли очень мала и не способна преодолеть трение в движущихся парах двигателя. Так что уже самый первый мотор (а всего до стадии промышленного образца за два года их было построено три) в качестве горючего использовал керосин. Получилось, что на деньги угольных магнатов был создан фактически могильщик этой отрасли, которой пришлось бы совсем плохо, не случись бурное развитие химии в ХХ веке, которой уголь нужен был не в качестве топлива, а как сырье.

К 100-летнему юбилею Рудольфа Дизеля в городском парке немецкого Аугсбурга был торжественно открыт символический камень с вырезанным на нем барельефом изобретателя. Интересно, что церемонию возглавляли мэр Аугсбурга доктор Клаус Мюллер и японский промышленник, владелец Japanese Yanmar Diesel Engine Co Магокичи Ямаока. В знак благодарности Дизелю за свой финансовый успех Ямаока-сан профинансировал строительство монумента. Почему в Аугсбурге? Потому что именно здесь и был изобретен Дизелем двигатель имени себя.

Убили от жадности?

Но это произойдет чуть позже, а пока угольным баронам вряд ли нравилось смотреть, как фундамент их благополучия стремительно превращается в пыль, причем совсем не угольную. Думается, Рудольф Дизель нажил среди них серьезных врагов, которые, выждав время, могли и отомстить. В наши дни с жизнью расстаются и за гораздо меньшие провинности.