Первый пожарный автомобиль в Киеве

Лето 1916 года ознаменовалось весьма интересным и без преувеличения эпохальным событием: в Киеве появился первый пожарный автомобиль – единственный на украинских землях

Город, состоящий из шести районов и ряда предместий, охраняла пожарная команда, в состав которой входило четыре отделения (части). Располагались они в центре Киева при депо в Дворцовом, Лыбедском, Старокиевском и Подольском районах города. Каждое отделение имело пожарный обоз на конной тяге – до десяти повозок. За год в городе возникало около 300 пожаров, что приносило серьезный ущерб и, естественно, беспокоило «отцов города». Обширность территории Киева с его гористой местностью и отсутствие соответствующей пожарной сигнализации часто приводили к тому, что команда на лошадях просто не успевала вовремя к месту пожара – несмотря на хорошую подготовку служителей.

Бочки – дело прошлое

Другое дело – пожарный обоз на автомобилях. Его применение позволяло обслуживать намного большую территорию, достичь максимальной скорости выезда и передвижения пожарной команды, сократив число ходов до минимума, механизировать процесс пожаротушения, внести элементы рационализации в работу на пожаре и, наконец, облегчить работу людей. Первые попытки мотивирования автомобилизации городской пожарной команды предпринял киевской брандмайор в 1911 году.

В статье в журнале «Пожарное дело» он обосновал рациональность отмены в центральных частях бочек и ручных насосов на конной тяге и целесообразность дальнейшей замены их автомобилями, комплект которых для каждой части состоял бы из передового хода, линейки, паровой машины, фургона к ней и механической лестницы. Такие меры уменьшали расходы на содержание обоза команды и совершенствовали методы тушения пожаров.

Первый тест

В начале ХХ века автомобильный транспорт получил новый толчок в развитии пожарного машиностроения. Были сделаны первые шаги в использовании бензиновых двигателей во время борьбы с пожарами. На фоне роста количества населения в Киеве, появления в центре города многоэтажных домов, развития автомобильного движения городские власти прекрасно осознавали необходимость реорганизации пожарной команды с ее механизацией и переводом с конной тяги на автомобильную. Появлению пожарных автомобилей в городе предшествовала торгово-промышленная выставка, которая прошла летом 1913 года – а в ее рамках были проведены несколько различных съездов, в том числе VI съезд членов императорского российского пожарного общества, городских деятелей и земского пожарно-страхового дела. К этим форумам в августе различными производителями были доставлены и пожарные автомобили.

Для выяснения степени применимости их в пожарной команде Киева некоторые фирмы даже предоставили их в распоряжение пожарных частей. В своем отчете Киевский брандмайор Иван Прусский сообщал, что «выставочные автомобили в течение месяца находились в составе обоза, выезжая на все пожары за принятым в команде расписанием. Испытание показало полную возможность применения пожарных автомобилей в городе, а также выяснило удобства, которые представляет автомобильная тяга в сравнении с конной. Несмотря на неблагоприятные топографические условия, автомобили легко справлялись с поставленной им задачей, свободно прибывая на все места назначения, и со скоростью, значительно превосходящую скорость передвижения обоза конями. При работе по тушению пожаров автомобили оказались намного выгоднее паровых насосов».

Помогла юстиция

В то же время Министерство юстиции подыскивало в центре Киева свободное место для строительства «Дворца правосудия». Построить его решили на месте, занятом Старокиевским полицейским участком. Предусматривался полный снос здания – вместе с пожарной каланчой и другими помещениями. Расчеты показали, что строительство нового пожарного депо под конный обоз обойдется городу значительно дороже автомобильного, а последний более оперативно способен прибывать к месту пожара и технически мощнее средств, имеющихся в «конной» команде. Исходя из этого, городской голова поставил вопрос о приобретении пожарного автотранспорта. На заседании 26 ноября 1913 года гласные городской думы единогласно решили: «конный обоз Старокиевского пожарного отделения заменить автомобильным…», поместив его в новом, специально построенном здании. Это событие в существующей литературе очень часто ошибочно определяется как появление первого пожарного автомобиля в Киеве – хотя это было только решение, а впереди еще были торги, заказ на изготовление и прочие подобные мероприятия.

Победа немцев

Городской управе было поручено провести отбор и испытание пожарных автомобилей известнейших фирм. Свою продукцию предлагали французский «Делаге-Фарко», итальянский «Фиат», английские «Камер Кар» и «Мерриветтер». Но преимущество отдавалось немецкой технике, так как она по качеству и своим конструкционным особенностям лучше подходила к местным условиям. Так что к последнему этапу соревнования в числе претендентов остались лишь две немецкие фирмы – «Бенц» и «Бюссинг». Во время торгов лучшие условия предложили представители фирмы «Бюссинг», с которой городская управа и подписала договор на приобретение трех авто. Согласно документу при передаче пожарных автомобилей фирме должны были заплатить 10 тыс. руб., а другая сумма оплачивалась в рассрочку платежом на 5 лет равными частями с начислением 6% годовых. Пожарные автонасосы – по 10 тыс. руб. за автомобиль и 15 тыс. руб. – за автолестницу.

Пожарная лестница (тоже прототип и тоже «Бюссинг») была оценена чуть дешевле, чем автонасос

В феврале 1914 года состоялось заседание городской думы, на котором Киевский голова И. Дьяков доложил о результатах соревнования на приобретение пожарных автомобилей, на которые были ассигнованы 50 тыс. руб. «Теперь благодаря сильной конкуренции между фирмами «Бюссинг» и «Бенц» пожарные автомобили представилось купить за 35 тыс. руб. Цена эта необычно низкая», – сказал он в своей речи. В связи с чем голова предложил думе воспользоваться случаем и «доассигновать еще 20 тыс. руб. и приобрести дополнительно три автомобиля, которые в дальнейшем распределить между Дворцовой и Лыбедской частями, а конный пожарный обоз, который освободится при применении пожарных автомобилей, употребить для формирования двух новых пожарных частей: одну – для Куреневки и Приорки, а другую – в районе Лыбедского участка, что на площади возле Владимирского базара».

После обмена мнениями данное предложение было принято.
В описанное время фирма «Бюссинг» из Брауншвейга уже имела достаточный опыт по автомобилизации пожарных команд в Германии и за рубежом. Она одной из первых стала использовать бензиновые двигатели – таким образом, накопив опыт их использования. Заказ на изготовление двух автонасосов и автолестницы с длиной колен 30 м для Старокиевской пожарной части фирма обязалась выполнить к сентябрю 1914 года.

Своими силами

Но летом 1914 года началась Первая мировая война. Понимая, что из-за боевых действий пожарные автомобили, заказанные за границей, получить не удастся и в связи с ликвидацией в городе автобусного движения, Иван Прусский обратился к городскому голове с представлением о передаче в его распоряжение пяти автобусов для переоборудования их в пожарные. В скором времени этот вопрос решился положительно, но потом три автобуса управа все же забирала для нужд города, и только в отношении тех, что остались, Городская дума в ноябре своим решением постановила: «После чистки и ремонта машин передать их московской фирме «Густав Лист», которая за небольшой срок и сравнительно невысокую плату обязывалась приспособить их для пожарных нужд: на одном – установить мощный насос для подачи воды, а другой – оборудовать механической лестницей. Но опять не случилось: пока машины готовили для доставки в Москву, завод Густава Листа перешел на производство продукции для фронта, получил много военных заказов и выполнить предложение киевлян уже не имел возможности.

Работы по приспособлению автобусов в пожарные автомобили пришлось выполнять в собственных мастерских городской пожарной команды. Для изготовления насоса удалось привлечь крупное предприятие – Киевский машиностроительный и котельный завод «Гретера, Криванека и Ко». Условия, которым должны были удовлетворять пожарные автомобили для города, были разработаны особой комиссией еще в 1913–1914 годах, и согласно этим положениям Иван Прусский подготовил документацию и представил ее в городскую управу для соответствующего финансирования.

Прототип пожарного автонасоса компании «Бюссинг» – по условиям договора к 1914 году в Киев должны были доставить два таких автомобиля

Тем не менее работы шли вяло, что объяснялось чрезвычайными трудностями в связи с военным временем, дороговизной, отсутствием необходимых материалов, машинных частей, привлечением оте­чественных заводов к делу обороны. Эти сложности помешали осуществить проект по переоборудованию обоих автобусов в пожарные автомобили, как это предполагалось сначала. Лишь одну из машин удалось приспособить и оборудовать для пожарных целей. Это и был первый и единственный автонасос во всей империи, сделанный собственноручно на базе автобусного шасси, созданный с огромными трудностями в условиях мировой войны. В то время делались обычные автолинейки без насосов или с насосами ручного действия или же приобретались за границей автомобили с механическими насосами, изначально построенные как пожарные. Второй автобус переоборудовали только в конце 1920 года – и не в автолестницу, а тоже в автонасос, передав его в Дворцовую часть.

Передовая техника

Пожарный автонасос был построен на автобусном шасси немецкой фирмы «Бенц-Гаггенау». Двигатель 4-цилиндровый, рядный, карбюраторный, водяного охлаждения, мощностью 48–58 л.с.

(970 об/мин). Зажигание двойное: от магнето и аккумуляторов. Передача – на задние колеса цепная с кулисным распределителем на четыре скорости вперед и одной назад. Тормоза: ножной и ручной, с механическим приводом на задние колеса.

После демонтажа салона для перевозки людей шасси приспособили для доставки небольшого бака с водой, пожарных лестниц, катушек для рукавов (большой с колесами и маленькой для перенесения вручную) и другого оборудования, а на сиденьях оборудовали места для брандмейстера, водителя и восьми служителей. На автомобиль был установлен центробежный насос заднего расположения, который приводился в действие через специальную трансмиссию от базового двигателя. Насос – многоступенчатый высокого давления с расходом 1200 л в минуту. Он развивал давление до 12 атм., имел высоту всасывания 5 м. Для создания вакуума в полости насоса его оборудовали специальным аппаратом поршневого типа. Двигатель имел дополнительную систему охлаждения, соединенную трубопроводами с насосом, и включалась она при длительных работах на пожаре. Все органы управления насосом находились в одном месте, позади автомобиля. Двигался автомобиль со скоростью до 30 км/ч.

20 июня 1916 года в 15.00 состоялись генеральные испытания по приему нового пожарного автомобиля в эксплуатацию. Пресса констатировала, что «во время испытания, которое продолжалось больше часа времени, одним поворотом рычага насос начинал действовать и обеспечивал одновременную работу четырех стволов. Струи достигали высоты больше 25 м. Результаты испытаний комиссия признала положительными, после чего новая машина встала в состав пожарного обоза Старокиевского отделения и начала выезжать на пожары. Время для выезда автомобиля составляло около 1 минуты с момента подачи сигнала, прибывал же на пожар он намного скорее, чем конный обоз».

В дальнейшем, несмотря на частые перевороты в Киеве, руководству пожарной команды удавалось сохранить первый автонасос от разнообразных реквизиций, и уже в советские времена ему дали название «Пожарный». Он послужил прототипом для проведения автомобилизации пожарных частей всего города.

В октябре текущего года в честь этой знаменательной даты в Киеве состоится Х Международная выставка «ПОЖ­ТЕХ-2016». По этому случаю Украин­ский научно-исследовательский институт граж­данской защиты Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям инициировал выпуск серии почтовых марок, а также монеты с изображением первого пожарного автомобиля.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.