Первый в мире SUV. Что это за модель и когда она появилась?

Первый в мире SUV

Jeep Wagoneer — автомобиль-легенда, целая эпоха. Разглядеть его как следует нам когда-то помешал пресловутый железный занавес. Попробуем залатать дыры в памяти и заштопать исторические прорехи.

Принято считать, что первым комфортабельным, с намеком на роскошь внедорожником был Range Rover. Однако немногие знают, что легендарный английский «фермер во фраке» по праву может претендовать лишь на вторую позицию. К моменту его премьеры в 1970 году в США уже успели и начать, и даже свернуть производство автомобиля, который объединил в себе как внедорожные качества, так и элементы, присущие только комфортабельным лимузинам.

Первый Range Rover появился на свет в 1970 году. Старый Свет принял его как вестника абсолютно нового класса люксовых внедорожников. А он на самом деле был не первым.

Формально — универсал

За 28 лет конвейерной жизни Jeep Wagoneer сменил нескольких хозяев-производителей, но, несмотря на это, оставался востребованным и любимым многочисленной армией поклонников. Может быть, в силу весьма необычной для своего времени концепции. Формально он считался универсалом, но идеология, предложенная конструкторами, как раз и сформировала класс так называемых SUV (Sports utility vehicle, «практичный спортивный автомобиль» или «автомобиль для активного отдыха»), которые получат по-настоящему широкое распространение лишь к последнему десятилетию прошлого века.

Стоит отметить, что понятие SUV существовало уже в 1960-х, однако тогда этот термин применяли к 2-дверным хэтчбекам и универсалам, объединяющим спортивность с практичностью, вовсе не обязательно полноприводным.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  История Toyota Hilux. Груз воспоминаний
Willys Jeep Station Wagon. Ближайший предок Jeep Wagoneer исправно служил американцам с 1946 года. Но вот он устарел: «и глаз не тот, и слух не тот, и ноги как не свои»

В начале 1960-х в правлении компании Willys-Overland, тогдашнего владельца марки Jeep, решили заменить морально устаревший Willys Jeep Station Wagon, выпускавшийся с 1946 года. Разработка Wagoneer обошлась компании в $20 млн. Визуальная составляющая автомобиля была поручена Бруксу Стивенсу — личности легендарной, основателю промышленного дизайна.

Внедорожная роскошь

Wagoneer стал полноразмерным рамным внедорожником в 4- и 2-дверном вариантах. Также были версии: фургон без задних окон, с вертикальными задними дверями и пикап, который назвали Cherokee. Позже это имя досталось прямому наследнику Wagoneer.

3-дверная модель Jeep Wagoneer после первого рестайлинга. Грузопассажирская версия.

Линейка двигателей по американским меркам была достаточно скромной. Основным агрегатом стал рядный 6-цилиндровый мотор объемом 3,8 л мощностью 140 л.с. Весьма экономичная для своего времени модель, впрочем, не лишенная ряда неприятных «детских болезней».

Полностью «фаршированная» модель Wagoneer после второго рестайлинга в модификации Woody (деревянная внешняя отделка) .

По-настоящему роскошная версия автомобиля появилась в 1965 году и получила название Super Wagoneer. Его комплектация была поистине супер для автомобиля такого плана: радиоприемник, 6-позиционный механизм настройки положения руля, дополнительное освещение салона, усилители руля и тормозов, электрический привод задней двери, деревянные боковые панели, коробка-автомат и двигатель American Motors 5,4 л мощностью 270 л.с.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Jeep Grand Wagoneer дебютировал с тремя рядами и семью экранами
Самая дорогая модификация — Jeep Super Wagoneer. Продержалась на конвейере недолго. Вероятно, цена в $6000 останавливала покупателей.

В 1967 году этот мотор был заменен на двигатель Buick V8 чуть меньшей мощности, но с более высоким крутящим моментом. К слову, за основу мотора Range Rover, до выхода которого оставалось еще три года, взяли тот же агрегат Buick V8.

Для избранных

Маркетологи Jeep не делали ставку на широкую аудиторию. Тогдашний покупатель едва ли мог разглядеть всю прелесть подобного автомобиля. Единственными производителями, которые составляли хоть какую-то конкуренцию Wagoneer, были компания International Harvester — американский производитель сельхозтехники и грузовиков — и небезызвестный Land Rover. Но обе эти команды в то время выпускали
сугубо утилитарные автомобили, лишенные комфорта.

Для компании International Harvester выпуск автомобилей был чем-то вроде хобби. Ее основная специализация — сельскохозяйственная техника. Фирма умерла в 1984–1985 годах. Трактора, плуги и бороны давно заржавели, а автомобили продолжают ездить и радовать фанатов.

Super Wagoneer стоил порядка $6000. В то время на эти деньги можно было купить Lincoln или Cadillac в достойной комплектации, и эти два названия манили среднестатистического американца гораздо сильнее. Руководство компании старалось обратить внимание публики на более компактные Jeep Commando и гражданскую версию знаменитого военного Willys под названием CJ.

Дедушка SUV

Производство Super Wagoneer закончилось в 1969 году. Основная же версия Wagoneer выпускалась еще долго, до 1991-го, успев перейти сначала под крыло American Motors, а затем Chrysler. 28 лет в производстве — немалый срок, учитывая, что капитальных изменений в конструкцию не вносилось, а популярность оставалась на должном уровне, даже несмотря на топливный кризис 70-х. Wagoneer стал культовым автомобилем и часто мелькал в американских фильмах 80-х и 90-х. Он славен своей неприхотливостью и надежностью и по-прежнему популярен на вторичном рынке среди знающих и понимающих людей, а также среди коллекционеров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как и когда появился кузов седан
Знаковый автомобиль. Первый Cherokee. С него начался род техники, который до сих пор продолжает славные «индейские» традиции.

Непосредственным наследником модели стал Grand Cherokee. «Обычный» Cherokee начал выпускаться наряду с Wagoneer и считался более компактным джипом несколько другого класса. Английский Range Rover, появившийся через год после окончания производства Super Wagoneer, развил концепцию комфортабельного внедорожника и объединил в себе все, о чем тогда можно было мечтать, продержавшись на конвейере в оригинальной версии 26 лет — немногим меньше Wagoneer.

К началу XXI века SUV стали популярнейшим типом автомобилей. В наше время они заметно потеснили на мировом рынке полноразмерные седаны и универсалы, а Wagoneer занял свое почетное место на пьедестале легенд американского автопрома.