Первые автомастерские возникли в каретных сараях. Автомобиль и начался с того, что под днища конных экипажей стали устанавливать бензиновые двигатели. Процесс шел параллельно в Германии, Франции, Австро-Венгрии и Италии.
А какие это были экипажи! Мсье Де-Дион и Бутон использовали небольшой четырехместный открытый экипаж, в котором пассажиры сидели лицом друг к другу, который назывался vis-a-vis, или «лицом к лицу». Причем «шоффер» (так его именовали во Франции) управлял автомобилем, глядя на дорогу через голову сидящего напротив пассажира.

Первые итальянские автомобилисты садились спиной друг к другу. Экипаж назывался тоже на французский лад: dos-a-dos — «спина к спине».
Вход сзади
Еще один тип открытого кузова, быстро вошедший в моду на рубеже веков, — tannau, или «тонно». Если «виз-а-ви» и «до-а-до» были абсолютно открытыми, без дверей и ветровых стекол, то тонно имел как минимум три двери: две обычные, а вот третья… Она располагалась по центру задней стенки кузова и открывала доступ к двум диванам, расположенным вдоль его стенок. Известный конструктор и популяризатор автомобиля Юрий Долматовский провел тщательное исследование описания «Антилопы-Гну» и доказал, что легендарный автомобиль Адама Казимировича был именно тонно, точнее, его разновидностью, которая называлась «тонно с верхом». Верхом именовался полосатый тряпочный балдахин, защищавший экипаж так называемого «Лорен-Дитриха» от солнца и дождя.

В конце XIX века Франция была мировым лидером автомобилизации, и неудивительно, что названия типов первых автомобильных кузовов были заимствованы из французского языка. К примеру, как в наши дни называется самый распространенный закрытый кузов? Правильно, седан. Название пошло от французского города Седан, где впервые сделали небольшие двух- или четырехместные кареты с закрытыми кузовами. Правда, в каретной истории это название встречается редко, не то что в автомобильной. Зато было распространено название «седанка», или «маленький седан». Так окрестили небольшой экипаж, предназначенный в основном для городских поездок. А потом появилась сделанная на его базе специальная карета для выезда в имение или на пикник, которую окрестили как «седанка де вилль», и это название перекочевало в автомобильную промышленность. В европейском автомобилестроении такой тип кузова большого распространения не получил, а в Америке вплоть до 60-х годов выпускались легковые автомобили с двухдверным кузовом, опускающимися стеклами в дверях и большими, также опускающимися, боковыми стеклами. Жарким теплым днем приятно было прокатиться на таком автомобиле с опущенными стеклами — в окно задувает свежий ветерок, а над головой — жесткая и надежная крыша.
Другой кузов, позволявший седокам общаться с природой, не вылезая из-под крыши, тоже имел французские корни и назывался landollete, или «ландо». Кареты с такими кузовами имели складные брезентовые крыши над передним и задним сиденьями, средняя часть экипажа была жесткой с традиционными дверцами и крышей. Перекочевав на автомобиль, ландо лишился передней складной крыши.

Интересное ландо было построено на базе лимузина Rolls-Royce Phantom VI для королевы Великобритании Елизаветы II. Часть кузова за стойками задних дверей сделали прозрачной, из обычного пластика. В случае непогоды сверху этот «аквариум» накрывался стальным складным «колпаком», для которого была предусмотрена специальная полка в багажнике.
Если следовать хронологии, следующим типом кузова, пришедшего с берегов Луары и Сены, надо считать «викторию». Сейчас это слово почти ничего не говорит даже наиболее продвинутым менеджерам автосалонов, а вот 90 лет назад это был едва ли не самый распространенный тип открытого большого кузова, оснащенного тремя рядами сидений. Первый ряд занимал «шоффер», потомок кучера. Второй, расположенный спиной к первому, занимали гости владельца автомобиля. Зачастую между первым и вторым сиденьями устанавливали стеклянную перегородку.
Без лишних ушей
Пришла очередь познакомиться с самым роскошным кузовом — лимузином. Его история — своеобразный символ деления общества на тех, кто работает, и тех, на кого работают. Свою родословную лимузины ведут от выездных парадных карет вельмож и сановников. Кучер, форейтор или, скажем, лакей, находясь снаружи кареты, был открыт всем ветрам, но в конце 1920-х годов над ним все же сжалились и «впустили» внутрь автомобиля. Сидя в салоне рядом с хозяином, водитель мог услышать то, что не предназначалось для его ушей, и тогда его отделили от пассажиров толстым звуконепроницаемым стеклом.

Однако вернемся к открытым кузовам. Из классических типов их осталось только два. Первый и самый распространенный на заре автомобилизма назывался phaeton (фаэтон). Это легкий двух- или четырехместный экипаж, абсолютно открытый со всех сторон, вовсе без дверей или с легкими тканевыми дверями-пологами.
Второй тип открытого кузова — шарабан, от французского char a banes — «телега». В автомобильном варианте он представлял собой нечто среднее между большим легковым автомобилем и автобусом с тремя и более рядами сидений. Правда, сегодня подобных конструкций уже не встретишь — с минивэнами их роднит лишь конфигурация салона.