«Японцы» и «европейцы»: похоже, это противостояние вечно. Дмитрий ДЬЯЧЕНКО подобрал двух очередных кандидатов на спарринг. Попробуем выяснить, какому из них больше подходит роль универсального мотоцикла на каждый день.
На наших улицах встречаются мотоциклисты на самой разнообразной технике, порой весьма экзотичной и запредельно дорогой. А я в очередной раз пытаюсь найти золотую середину — байк, способный компенсировать отсутствие в гараже нескольких разнонаправленных моделей.
Нельзя сказать, что мой выбор пал на самые распространенные и дешевые модели, которые часто можно встретить в любом украинском городе. Но в том, что они одни из самых свежих и усредненных, сомневаться не приходится. Судите сами: кубатура — не литр и не «шестисотка», а средние 800 см3; не спортбайк, не классик, а колеса на каждый день и случай — можно и на работу ездить, и на дальняк по Европе прохватить. Другое дело, что соперником представителя распространенных у нас «японцев» был назначен экземпляр немецкой школы мотоциклостроения. В этой связи радует тот факт, что времена, когда шильдик баварских моторов, распугивающий потенциальных покупателей одной лишь внушительной ценой, канули в Лету. Тем логичнее и проще провести сравнение между «бойцами» одной весовой категории.
На первый взгляд
Возьму на себя смелость сказать, что, несмотря на рекламируемую универсальность и народность представленных на тест аппаратов, BMW — все-таки кино не для всех. Рискуя навлечь на себя гнев как одержимых поклонников европейского производителя, так и фанатов рубленых форм, предлагаю взглянуть «немцу» в глаза. Более чем спорная в плане привлекательности внешность фары головного света вкупе с куцей передней частью способна отпугнуть человека, привыкшего к логичной и простой красоте «японцев».
Про Fazer тут даже сказать нечего. Отмечу лишь, что, за исключением уродливого, кричащего о своей дешевизне глушителя, он является отражением старшего брата — литрового FZ1. Маленькие штрихи в виде золотой вилки и небольшого плуга только усиливают привлекательность тестовой модели.
Есть козыри и у F800 ST, но сконцентрированы они в задней части мотоцикла. Литое колесо необычного рисунка с консольным креплением к маятнику, отлитому в причудливой форме, экзотичная для многих ременная передача, люк бака, расположенного в хвостовом оперенье под пятой точкой пилота, грузовая площадка с возможностью крепления центрального кофра и сиденье, выполненное в виде целикового «дивана» с отформованным разделителем пилота и пассажира. Если не заходить спереди, просто красота!
По эргономике рабочего места оба на уровне: все под рукой, точнее, под пальцами, на привычных местах. Ветровые стекла надежно защищают приборные панели от бликов, а райдеров — от потоков набегающего воздуха.
Yamaha чуть скучнее, но только из-за привычной, практически родной «приборки» модельного ряда FZ. На BMW F800 ST — видимо, одном из последних — осталась немецко-американская (она упорно используется компанией Harley-Davidson) система управления поворотниками (на каждом пульте руля есть кнопка соответствующего указателя поворота и отдельная кнопка выключения сигнала).
И седла разные
Понятно, что ко всему привыкаешь, но, если приходится пересаживаться на «немца» с японской или итальянской техники, возникает ощущение, сравнимое с тем, что можно испытать после неожиданной замены леворульного автомобиля на праворульный, причем с механической коробкой передач.
Кстати, о посадке. Немцы традиционно в качестве опции предлагают заниженное седло, да и диван «баварца» удобнее раздельного спортивного седла «самурая». При активной езде на Yamaha FZ8 Fazer вдвоем с пассажирского насеста на пилота постоянно будет соскальзывать «тело второго номера». Возможно, именно этим обусловлено наличие у «японца» в стоке ручек для пассажира.
Как уже не раз отмечалось, выпускные системы байков выглядят неоднозначно: у BMW по левому борту торчит труба сродни той, что ставят на многотонные американские грузовики, у Yamaha по правой стороне — непонятный «огрызок» черного цвета. Если в поисках бархатисто-басовитого звучания владельцы «баварцев» меняют штатные «дудки» на «придворный» Laser, то новоиспеченные «японоводы» будут приятно удивлены тембром штатной трубы.
Мягко — не жестко
В движении оба аппарата не поражают воображение. Больше внимания обращаешь на работу подвески, чем мотора. Безусловно, хочется добавить 20–30 «лошадей» BMW, но в каждодневной городской езде это практически незаметно. На автостраде комфортная крейсерская скорость обоих заметно ниже 200 км/ч, а «максималка» примерно одинаковая — около 220 км/ч.
Передние подвески разнятся только внешне: у Yamaha привлекает внимание золотая вилка-перевертыш, «немец» же со своим «телескопом» выглядит чересчур просто. Оба производителя уверены в универсальности заводских настроек данных узлов, поэтому вилки нерегулируемые. Честно говоря, хотелось бы сделать вилку Yamaha пожестче, но, может, всему виной мой вес, загружающий перед мотоцикла на излишне динамичных замедлениях…
Все просто
Задний амортизатор японского мотоцикла не имеет регулировок — это подтверждает бюджетность проекта Yamaha FZ8 Fazer. Баварцы же снабдили заднюю подвеску традиционным дистанционным управлением — можно отрегулировать жесткость, не снимая рук с рукояток руля. Ощущения от работы антиблокировочных систем на аппаратах довольно приятные: электроника вмешивается и помогает ненавязчиво именно в тот момент, когда это действительно нужно. Показалось, что на Fazer срабатывание происходит чуть раньше необходимого, но, возможно, это особенность тестового экземпляра. Новичку понравилось бы. Тормоза без нареканий, несмотря на то что «баварец» оборудован именитыми Brembo. Проверенные временем 4-поршневые скобы Sumimoto на «японце» обеспечат владельца отличной обратной связью и замедлением.
Разные позиции
Необходимо отметить, что позиционирование моделей внутри компаний-производи-телей принципиально разное. Если BMW F800 ST — это самодостаточная туристическая модель с небольшими компромиссами в виде ненастраиваемой передней вилки и относительно слабого мотора, то Yamaha FZ8 Fazer — это откровенно бюджетная модификация литрового Fazer с прицелом на возрождающийся рынок 800-кубовых аппаратов. При этом более веселый в езде «японец» обладает привлекательной внешностью, тяговитым 4-цилиндровым мотором, басовитым «голосом» и не обделен той же самой системой ABS, что стоит у «немца».
Объективно BMW имеет преимущество лишь в дистанционной настройке амортизатора да подогревах ручек, но, на наш взгляд, это не стоит нескольких тысяч евро. Выходит, при прочих равных Yamaha для потенциального покупателя более привлекательна по цене, что является достаточно весомым аргументом при покупке подобных машин.
Вывод
Мотоцикл Yamaha подкупает сравнительно демократичной ценой, при этом и с опциональной насыщенностью у него все в порядке. Надежность японской техники тоже никогда не вызывала нареканий. Однако ценители стиля, скорее всего, предпочтут детище BMW — на нем хочется дольше задержать взгляд. Правда, при этом надо понимать, что за красивые вещи, как правило, и платят больше.