В последнее время новостей на электромобильную тематику не так и много: рынок растет, поскольку этому способствует почти нулевая растаможка, электромобили дешевеют, сети зарядных станций развиваются. Можно ли сделать что-то больше?
По мнению авторов законопроекта №2532 сектор электротранспорта требует еще ряда изменений. Каких именно? С этим мы сейчас и разберемся. Один из моментов, присутствующих в документе, это дополнение Закона «Об автомобильном транспорте» довольно громким разделом: «Государство определяет своим приоритетом переход на электрический транспорт к 1 января 2030 года». К сожалению, в пояснительной записке к проекту не сказано, является ли такой приоритет лишь декларативной целью, или же этот переход будет означать запрет (или ограничение) использования транспорта с двигателями внутреннего сгорания через 10 лет.
Для операторов сетей зарядных станций предусмотрено упрощение выделения земельных участков для «чарджеров», освобождение их от уплаты за присоединение к электросетям и выделение мощности (до 31.12.2022 г.) и освобождение от потребности в лицензировании деятельности (до 31.12.2024 г.) по перепродаже или поставкам электроэнергии, если таковая предназначена для зарядки электротранспорта.
Однако эти упрощения влекут за собой и определенные осложнения: начиная с 1.01.2025 предложено ввести новый налог, который будут платить операторы «зарядок», а средства будут направляться в Дорожный фонд. В результате фактически этот налог будут платить владельцы электромобилей, поскольку вполне очевидно, что операторы сетей электрозарядок новые расходы включат в цену времени аренды «чарджера» или в «прайс» отгруженных киловатт-часов.
Кроме того, неоднозначно выглядит принцип взимания «дорожного сбора» таким способом: его будут платить только те собственники электроавто, которые пользуются услугами платных «чарджеров». Кто же заряжает машину дома, на работе, на бесплатных «зарядках» – тот избавит себя от расходов на новый сбор. Что не в полной мере соответствует указанным в записке целям, тем, где говорится об улучшении условий для операторов сетей электрозарядок, чей бизнес, по мнению авторов проекта, является убыточным. Ведь если можно платить меньше, зачем ехать на коммерческую «заправку» еще и с налогами?
Правда, присутствуют и определенные идеи по снижению налоговой нагрузки на покупателей электромобилей: до 31.12.2022 года предложено освободить их от уплаты сбора за первую регистрацию автомобиля, размер которого зависит от цены авто и составляет от 3% до 5% от нее. Вдобавок, водителям электромобилей, на которых будут установлены зеленые номерные знаки (сервисные центры должны начать выдавать их с нового года), предлагают разрешить двигаться по полосам для маршрутных транспортных средств. Временно, до 31 декабря 2024 года.
И напоследок: норма, которая не до конца понятна нам, автомобилистам, и, наверняка, вызовет определенные вопросы у энергетиков и коммунальщиков. К средствам благоустройства авторы документа предлагают отнести «средства и оборудование внешнего освещения, вместе с токоприемниками подключения электрических ТС к сети внешнего освещения и внешней рекламы». Если попробовать это перевести с юридического языка, выглядит так, будто осветительные столбы предлагается оборудовать розетками для зарядки электромобилей.
Впрочем, всю практическую сторону проекта его авторы будут иметь возможность донести нардепам в профильных комитетах, а также специалистам соответствующих министерств. Ведь документ пока лишь зарегистрирован в ВР и передан на рассмотрение в упомянутые учреждения. Чтобы стать законом, ему надо получить соответствующие официальные выводы, еще и без существенных замечаний, а тогда, после включения в повестку дня, его судьбу будут решать народные депутаты на голосовании в Верховной Раде.