Кто мог предположить еще весной, что Льюис Хэмилтон, взращенный и выпестованный Роном Деннисом и тогда еще его McLaren F1, «предаст» свою команду. Действительно, еще полгода назад это было невозможно, хотя разговоры о будущем последнего чемпиона мира команды из Уокинга велись уже тогда.
Мартин Уитмарш хранил хладнокровие и на все вопросы отвечал, что не видит проблем, что команда работает и нет смысла поднимать шумиху. Льюис не сможет никуда уйти. Просто потому, что уход будет самым необдуманным шагом в его карьере. И он сам настолько в это верил, что за неделю до объявления разрыва Хэмилтона с McLaren признался, что у него нет плана Б и никакие другие кандидатуры он даже не рассматривает.
Более того, уже начато строительство новой машины для будущего сезона, и разрабатывалась она с учетом всех пожеланий пилота номер один. Да куда уходить, если, по словам того же директора Уитмарша, McLaren был конкурентоспособен и четыре гонки назад, и четыре года назад, и сорок лет назад! Действительно, куда, а главное — зачем?
Причины недовольства Льюиса командой его менеджер Саймон Фуллер озвучил так: во-первых, его подопечный с будущего сезона желает получать не копии выигранных кубков, но оригиналы — а по традиции настоящие кубки хранятся в музее McLaren. Во-вторых, он должен получить большую свободу от спонсорских мероприятий, которых в команде несметное множество. Для примера: в ежегодном московском гоночном празднике в этом году принимали участие две топ-команды: Ferrari и McLaren. «Скудерию» представлял Джанкарло Физикелла, а суперзвездой шоу был Хэмилтон. И вряд ли по своей воле. Наконец, в-третьих, менеджмент хотел бы получить место для личных спонсоров Льюиса на его шлеме и комбинезоне. Из парня нужно сделать мировой бренд.
На первый взгляд, требования смешны. Стоит ли менять команду-победительницу на невесть что. Если верить Мартину Уитмаршу, останься парень «дома», он имел шанс стать самым высокооплачиваемым пилотом в F1. Не сработало!
Теперь ясно, куда и зачем отправляется Льюис. В Mercedes AMG: построить чемпионскую машину и команду, прекрасно понимая, что в сезоне-2013 на новом месте о победе можно не мечтать. Не о победе в чемпионате — в гонке хотя бы! И это при условии, что именно Хэмилтона многие считают самым быстрым пилотом сегодняшней «Формулы-1». И не без оснований.
Однако выиграть второй титул с McLaren ему не удалось. Не в этом ли причина столь неоднозначного поступка Льюиса? Уже много лет он — часть команды. Работает практически без выходных. В те редкие дни и часы, когда остальные пилоты чемпионата отдыхают, проводя время с семьями, ему приходится отрабатывать на всевозможных спонсорских мероприятиях. До сего момента Хэмилтон не жаловался.
Послушайте его интервью. Он всегда благодарит команду, всегда в нее верит. Но кажется, теперь уже все меньше. Боссы McLaren F1 прочили ему звездное будущее, несметное количество побед и титулов. На деле же из года в год происходит одно и то же. С начала сезона машина не способна тягаться с соперниками, будь то Ferrari или Red Bull. А когда наконец решаются технические проблемы, выясняется, что чемпионат практически закончен — сражаться нужно было раньше.
Казалось, в этом сезоне все складывается как надо. Самая быстрая машина пелетона, сам Льюис в лучшей за всю карьеру форме. И физической, и психологической. Вот он, титул! Не тут-то было. Даже на быстрой машине с лучшим гонщиком за рулем любимая команда не смогла достойно выступить. Не сумела вовремя и качественно доработать шасси и аэродинамику, чтобы не отставать от соперников.
Где гарантия того, что в следующем сезоне все не повторится? А еще через один, когда McLaren лишится моторов Mercedes-Benz, что вполне вероятно, о втором титуле можно будет только мечтать. Но при этом оставлять выигранные потом и кровью кубки в музее любимой команды и отдавать ее спонсорам все свободное время…
Выбор новой команды был не очевиден. И в Ferrari, и в Red Bull не отрицают, что агенты Хэмилтона интересовались возможностью продления карьеры Льюиса в этих командах. И получили вежливый отказ. Так что переход в «конюшню» Mercedes — мера вынужденная, но, очень вероятно, не спасительная.
Льюис уже заявил, что его цель — создание чемпионской команды, ведь все необходимое для успеха у Mercedes есть. Кроме побед. Однако с такой же целью приглашали сюда и Шумахера. Причем приглашал Росс Браун — человек, с которым Михаэль сделал чемпионским сначала Benetton, а затем и Ferrari. В семи титулах Красного барона заслуги технического директора Брауна совсем не маленькие.
А титул 2009 года и кубок конструкторов Дженсон Баттон завоевал на BGP 001 — Honda кусала локти, ведь, не уйди японцы из F1 и не продай команду Брауну, автомобиль-победитель назывался бы иначе! Но после перехода Brawn GP под крыло Daimler чемпионство новой команде Mercedes за три сезона не светило. Почему получится у Хэмилтона?
И это главный вопрос. Складывается впечатление, что ему не очень удается влиять на свою родную команду. Он всего лишь один из наемных работников, который должен выполнять конкретную работу. Судя по результатам, влиять на что-либо кардинально он не может. Видимо, просто не имеет права. Есть какие-то рамки, за которые ему как пилоту, каким бы быстрым он ни был на трассе и толковым со своими гоночными инженерами, выходить просто не положено. Остается говорить, что команда проделала невероятную работу. И надеяться, что работа проведена не впустую.
Вполне вероятно, что в Mercedes у Хэмилтона будут развязаны руки и он сможет серьезно влиять на процесс проектирования машины, ее доводки, более глубоко заниматься тактическими вопросами, принимать участие в решении поистине судьбоносных вопросов.
И здесь возникает главный вопрос: кто сказал, что молодой парень, пусть и самый быстрый на трассе и даже чемпион мира, готов к принятию таких решений? Ведь до сих пор у него не было такого опыта. Он просто выполнял совершенно определенную часть работы. А у Михаэля Шумахера, таким опытом обладающего, за три года ничего не получилось. Впервые в карьере.
Зато уже во второй раз его бесцеремонно выставляют из команды. Если помните, первая отставка Шуми тоже была вынужденной. На его место и тогда просто пригласили другого пилота. И найти достойной роли семикратному чемпиону мира тогда не удалось. Не сложилось и теперь. В совершенно такой же ситуации.
Получается, что единственной стороной, выигравшей в этой ситуации, стал скромный мексиканский парень Серхио Перес, которому все прочили звездное будущее в Ferrari, но случай распорядился иначе. McLaren действительно не имел плана Б. И, поняв, что потерял своего питомца, сделал единственно правильный ход: предложил место Пересу.
Во-первых, на рынке не так много молодых, быстрых и перспективных гонщиков. Еще меньше способных привести с собой серьезных спонсоров. А главное — команда уровня McLaren просто обязана была сохранить лицо. Они первыми объявили о многолетнем контракте с Серхио…
Осталось выиграть с ним хотя бы один титул. Как, впрочем, и Льюису в его новой команде, где он наконец получит такую желанную свободу. От спонсоров и традиций. Важно только, чтобы он знал, что с ней нужно делать.