Справедливости ради надо признать, что большинство «вагонов» гольф-класса ушли из нашей страны совсем не из-за кризиса. Практически разом хлынувшие на рынок кроссоверы начали вытеснять традиционные универсалы задолго до драматичного падения продаж новых автомобилей. Все потому, что при схожей цене кроме практичного пятидверного кузова они предлагали еще и большой дорожный просвет, а некоторые – и полный привод. Но теперь ситуация вновь может измениться. Средняя цена за прилично укомплектованный SUV уже давно перевалила за 700 тыс. грн. и вплотную приближается к психологической отметке в 1 млн. А за пятьсот с небольшим можно подобрать лишь компактный кроссовер, багажник которого по объему будет сопоставим с грузовым отсеком хэтчбека B-класса. И что делать, если вам за эти деньги действительно нужна вместительность?
Например, за 501 600 грн. Kia предлагает cee’d_sw в комплектации Business. Этот стильный универсал щеголяет не только новейшим 1,6-литровым мотором с непосредственным впрыском и автоматом, но и весьма богатым оснащением. Тут есть не только полный электропакет, двухзонный климат-контоль, продвинутая мультимедиасистема с навигацией, но и адаптивный биксенон, круиз-контроль и даже подогрев руля.
За такую сумму Skoda Octavia будет доступна только в начальной комплектации Active с 110-сильным атмосферником и механической коробкой. Но у нас на тесте машина в средней комплектации Ambition с 150-сильным турбомотором 1.4 TSI и «механикой». Дилеры Skoda предлагают такой универсал минимум за 668 989 грн. За 7-ступенчатый «робот» DSG с двумя сцеплениями вместо МКП придется доплатить еще 52 тыс. грн. Да, Octavia получается ощутимо дороже cee’d_sw. Но может, неспроста чехи просят лишние деньги и у нее есть скрытые таланты?
Для больших и не очень
Несмотря на то что формально эти автомобили выступают в одном классе, разница в размерах у них ощутима. Так, Skoda на 15 см длиннее и на 3 см шире Kia. Больше у Octavia и колесная база: 2686 мм против 2650 мм. Это, конечно же, не могло не сказаться на размерах салона. Так, если во втором ряду Kia человек среднего роста просто удобно устроится, то в Skoda он, что называется, развалится, да еще и положит ногу на ногу. Места (в том числе и над головой) тут хватит даже гигантам ростом под 2 м! То же самое касается и багажного отделения. Грузовой отсек Octavia Combi глубже и шире, чем у cee’d_sw. Впрочем, это ясно не только из наших измерений, но и из заявленных производителями паспортных данных. Так, в Skoda для поклажи зарезервировано 610 л объема, а если сложить спинку дивана, то 1740 л! У Kia возможности чуть скромнее – 528 л при наличии задних пассажиров и 1642 л в их отсутствие.

В том, что касается организации пространства грузового отсека, Kia ничем не уступает Skoda. Форма багажника – это практически правильный параллелепипед. Колесные арки слегка выступают внутрь у обеих машин, но не критично. А позади них обустроены удобные ниши.
То же самое касается и дополнительного оснащения. И для cee’d, и для Octavia доступны всевозможные удерживающие рейлинги, фиксаторы, крючки и сеточки. Чехи предлагают даже чуть больше вариантов. Оба отсека оснащены лампой освещения и розеткой на 12 В.
А как на ходу?
Турбомотор наделяет Octavia весьма азартным характером. Пиковый крутящий момент в 250 Нм доступен уже с 1500 об/мин, поэтому чешский универсал довольно легко набирает ход, даже когда загружен под завязку. Под стать настроено и рулевое управление. Skoda остро и быстро реагирует на действия рулем и точно следует заданной траектории. Обратная связь – прозрачная, при этом баранка не перегружена информацией о качестве дорожного полотна. Подвески настроены мягче, чем у соплатформенного лифтбэка, но крены кузова все равно не очень велики. Ход подвески при этом не мал, поэтому Octavia без ударов проезжает даже крупные неровности, а мелкую рябь и вовсе сглатывает практически бесшумно.

Kia ускоряется не так напористо. Но дело не в том, что он на 20 л.с. слабее. Просто двигатель cee’d – атмосферный, поэтому максимальный момент у него ощутимо меньше – 157 Нм. Да и доступен лишь при 4850 об/мин. Зато автомат ассистирует ему довольно умело. Впрочем, не всегда. Коробка не любит низкие обороты и при медленном движении в пробке может и запутаться в выборе одной из низших передач. Следствие этого – небольшая задержка при переключениях. Руль cee’d – легкий по умолчанию с не очень четкой обратной связью. А изменения настроек мехатроники прибавляют лишь усилие на баранке, но никак не влияют на точность рулежки. Подвески «корейца» настроены жестче. И если мелкую рябь Kia глотает так же бесшумно, как и Skoda, то на крупных неровностях кузов неприятно содрогается.
Впрочем, конечный выбор в пользу одного из участников все равно остается неочевидным. Да, Octavia кажется более сбалансированной машиной, но ведь cee’d_sw ощутимо дешевле, да еще и оснащен богаче.
Skoda Octavia Combi
Мощный и экономичный мотор, сбалансированное шасси, просторный салон
Скудное оснащение базовых и средних комплектаций, высокая цена
Kia cee’d_sw
Стильный дизайн, удобный салон, богатое оснащение, приятный прайс-лист
Жестковатая и короткоходная подвеска