Чтобы понять, насколько за последние полвека широко шагнул прогресс в области автомобилестроения, достаточно сесть за руль машины 60-х годов ХХ столетия. Тест-драйв из прошлого в настоящее Skoda Octavia совершил Юрий БОДНАРЧУК.
Пожалуй, это очень смелый шаг — во время небольшого перерыва на ланч в ходе проведения тест-драйва самой свежей модели Skoda Octavia предоставить журналистам возможность заглянуть в далекое прошлое машины, испытав настоящие олдтаймеры 60-х. Тщательно восстановленные автомобили покинули свои места в заводском музее и частных коллекциях, чтобы показать, с чего начиналась история популярной сегодня марки.
Конечно, об изысканной управляемости или ураганной динамике первых моделей Skoda Octavia говорить не приходится. Но, пожалуй, для своего времени автомобиль был неплох. Особенно учитывая его доступность для жителей далеко не самой богатой социалистической республики. Гораздо интереснее было почувствовать разницу в управлении первых и современных автомобилей. Если в 60-е поездка на машине — это, пусть и не очень тяжелая, но работа, то управление авто XXI века – несомненно, отдых.
Что же касается основного героя нашего теста – Skoda Octavia 2008 модельного года, — то в этом случае контраст еще и усилен превосходным поведением автомобиля на дороге, отличным балансом плавности хода и управляемости и, конечно, отменной эргономикой и многими другими составляющими, которые превращают управление автомобилем в возможность отдохнуть и получить удовольствие от этого процесса.
Тот факт, что современная Octavia входит в число лучших представителей гольф-класса, подтверждается и достаточно высокими рейтингами ее продаж. Причем не только в тех странах, где эту модель рассматривают как более выгодное, чем донор ее платформы VW Golf, приобретение, но и там, где традиционно большей популярностью пользуются машины немецких производителей.
Слагаемые успеха тоже ни для кого не секрет – помимо отличного баланса ходовых свойств, это и незаурядная практичность, выражаемая в достойном объеме багажника и удобстве размещения пассажиров, и, конечно, внешность. Причем последняя составляющая при выборе автомобиля нередко преобладает над всеми остальными.
Лаконичный триумф
Skoda Octavia сразу после своей премьеры в 2004-м покорила многих. Выразительная, при этом не броская, строгая и без агрессии — в общем, и ее лаконичный облик выгодно подчеркивал общую сбалансированность потребительских качеств.
Но со временем любая модель, каким бы нестареющим ни был ее дизайн, требует обновления. В случае с Octavia более раннее проведение очередного фейслифтинга, похоже, было инициировано службой маркетинга Skoda. При том, что внешность всех моделей фирмы уже давно приведена к единому корпоративному стилю, первенцем которого стал Roomster, затем аналогичные черты получили последовательно маленькая Fabia и седан бизнес-класса Superb.
Главное — не навредить!
Впрочем, не будем разбираться в мотивах, заставивших провести пластическую операцию Octavia, ведь иной раз и женщина поправляет макияж без видимых для окружающих на то причин. Нам же остается только отметить, насколько бережно дизайнеры подошли к изменению внешности автомобиля.
По словам руководителя проекта, главной задачей при проведении рестайлинга было не навредить. И, пожалуй, это вполне удалось – получив новое лицо, вполне соответствующее корпоративному стилю, Octavia сохранила черты, которые так привлекали покупателей, – неброскость и благородство в сочетании с подчеркнутой практичностью.
Впрочем, для смены имиджа, как оказалось, потребовалось не так уж много: новая решетка радиатора, немного видоизмененная (раскосая) головная светотехника, наплывающая на передние крылья, и слегка подправленный передний бампер. Зато все вместе придало ее мордашке взамен излишней сосредоточенности заметную приветливость, или, как объяснили представители завода, «мы хотели, чтобы машина научилась улыбаться».
Конечно, одними изменениями передней части кузова не обошлось, немного поправили и корму. Но здесь нововведения совсем минимальны и по большому счету сводятся только к новым блокам светотехники.
А вот в оформлении интерьера изменений немного больше. Во-первых, центральная консоль, дизайн которой теперь заметно напоминает VW Golf, кроме нового блока управления климат-контролем, получила большой мультифункциональный ЖК-монитор. Сюда, кроме второстепенной информации и управления музыкальным центром, выводится и картинка с навигационной системы. Пожалуй, стоит отметить, что в отличие от предыдущих навигаций нынешняя работает заметно оперативнее, точнее и имеет слот для считывания карт памяти. Говоря о прочих нововведениях, к необходимым их отнести, пожалуй, сложно. Руль и передние кресла, которые, в общем-то, и раньше не вызывали нареканий, модернизированный автомобиль получил новые. И в этом случае создателям удалось не испортить того, что было: сиденья стали еще удобнее, а штурвал более хватким, да, похоже, и диаметр его несколько оптимизировали.
И вместо сердца…
Но это еще не все нововведения в Skoda Octavia образца 2008-го. В соответствии с измененной стилистикой и несколько переосмысленным внутренним содержанием машина получила и новые силовые агрегаты, которые, впрочем, уже известны нам по автомобилям Volkswagen, — бензиновые моторы серий TSI. Оснащенные турбонаддувом и непосредственным впрыском топлива двигатели объемом 1,4 и 1,8 л отличаются высокой экономичностью и неплохими тяговыми характеристиками.
В число испытанных попала и машина с экзотическим наддувным 1,4-литровым мотором и механической КП. Несмотря на скромный объем, максимальная мощность агрегата составляет 122 л.с., а максимум крутящего момента (200 Нм) доступен в диапазоне 1500–4000 об/мин. Стоит ли говорить, что и динамика, и эластичность за все время тест-драйва нас не разочаровали ни разу, да и заявленным характеристикам (максимальная скорость – 203 км/ч, разгон от 0 до 100 км/ч — 9,7 с) по субъективным ощущениям автомобиль соответствует на все сто.
Ценный вопрос
И напоследок о перспективах на нашем рынке. Обновленная Skoda Octavia появится у украинских дилеров уже в декабре. Запланированы поставки как бензиновых машин с двигателями объемом 1,6 (MPI, 102 л.с.) и 1,8 (Turbo FSI, 160 л.с.) литра, так и дизельных версий — 1,9 TDI и 2,0 TDI мощностью 105 и 140 л.с. соответственно.
Официальные цены на новинку будут объявлены ближе к началу зимы, однако уже сейчас можно рассчитывать что увеличение стоимости не превысит 3-5% по сравнению с действующей моделью.