Почему? Это просто и сложно одновременно. Для начала стоит определить систему координат. Точка отсчета или единица измерения для MX-5 вовсе не Porsche, не Lotus и не BMW. Это скорее океанский бриз, прыжок с парашютом или первый поцелуй. Да, MX-5 – это эмоции, а не железо. По крайней мере, такой МХ-5 была раньше. Суперлегкая, суперсбалансированная, супер со всех сторон. И за очень-очень приемлемые деньги. Самый массовый родстер всех времен. Пусть она не прославилась, как бондовский Aston или DeLorean Марти Макфлая, не стала самодовольной легендой, как Corvette или Mustang. Зато c 1989 года Mazda продали примерно 950 000 MX-5. Почти миллион!
Новая эра
Как только появились первые фотографии новой, четвертой МХ-5, сразу стало ясно: им опять это удалось! Она точно такая, какой мы ее ждали. Примерно то же вы чувствуете, прочитав буквально пару страниц свежей книги любимого писателя. Волнение, предвкушение, благодарность. В МХ-5 снова замешан тот самый коктейль ретро, классики и энергии. Ее нельзя назвать просто красивой. Просто красива Ferrari 458. А в родстере Mazda есть что-то детское, что-то безбашенное, что-то уникальное. Что-то неидеальное и близкое сердцу.
Именно такой она оказалась и в жизни. По данным из таблицы, новый родстер чуть меньше предыдущего по всем параметрам. На 85 мм короче, на 5 мм ниже, колесная база меньше на 14 мм, а вес снизился почти на 100 кг. За последние четверть века Porsche 911 вытянулся на 22 см, а ребята из Mazda сделали все наоборот! Это тот же 1989-й по духу плюс тщательно замаскированные новые технологии. В 1989-м в топ-чартах звучала Like a Prayer Мадонны, а в 2016-м ее же Living for Love. Да, многое изменилось, но это по-прежнему круто!
Костюм родстера
Внутри МХ-5 стала просторнее. То есть вы все так же надеваете ее на себя, но теперь она меньше обтягивает. Передняя панель и центральный тоннель будто немного истончились и добавили воздуха вокруг. Посадка даже ниже, чем в машине прошлого поколения, а форма кресел еще лучше, хотя и прежние казались идеалом. Все, на что ни падает взгляд в салоне, такое компактное, такое лаконичное и такое правильное. Конечно, тут нет шпона трехсотлетних деревьев или кожи единорога. Нет массажа и автопарковщика, нет даже электропривода крыши. И тем не менее никогда и ни за что вы не почувствуете, что на вас экономили. Хотя в Британии, например, MX-5 стоит столько же, сколько дизельный Ford Focus: 19 000 фунтов. Даже если какие-то детали в салоне родстера сделаны из простенькой пластмассы, вы скорее подумаете: «О, эти парни срезали здесь еще 14 граммов веса, какие молодцы!» Такое ощущение возникает от того, что все, от кнопки запуска двигателя до джойстика мультимедийной системы, точно на своих местах, а ведь это самое главное. О да, и рычаг коробки ложится точно в руку, как любимый инструмент. Не терпится проверить его в деле.
Тут ничего не изменилось! Затвор снайперской винтовки, «щелк-щелк» – так все говорили про переключения МХ-5, и новый родстер «стреляет» точно так же. Преселективные «роботы» намного быстрее, и конструкторы суперкаров совершенно правильно отказались от «механики». Но разве можно променять этот «щелк» на несколько сотых секунды? MX-5 совсем не про скорость. Достаточно ли ей вообще этого 1,5-литрового мотора? Зачастую нет. Если на 120 км/ч дорога идет на подъем, приходится сбрасывать на передачу-две вниз. Зато веса микроскопа всегда достаточно, чтобы расколотить орех. Только зачем? Этот мотор нужно крутить до красных 7500 оборотов, слушать его 4-цилиндровый надрыв. Реакция на педаль такая живая, будто там под капотом самый настоящий тросик открывает заслонку и бензин льется и льется в камеру карбюратора, наплевав на эконормы и расход. Хотя это и близко не так, разумеется. Двигатель Skyactiv-G 1.5 – высокотехнологичный агрегат с непосредственным впрыском, изменяемыми фазами газораспределения на обоих валах, выпускным коллектором формы 4-2-1 и другими японскими примочками. Считаете, 131 л.с. – детский лепет? Уж лучше такой честно-атмосферный лепет, чем какой-нибудь литр с турбиной, у которого в ТТХ нарисованы полторы сотни «лошадок». Тем более не стоит забывать, что весит МХ-5 всего тонну и ее особо «чистую» версию вообще можно было бы сделать с педальным приводом.
Шасси МХ-5 совершенно новое, но исповедует старые идеалы. Двухрычажная передняя подвеска и многорычажная задняя. Если открыть капот, видно, что двигатель целиком смещен за переднюю ось. Развесовка как у метательного ножа: 50/50. Коробку передач и редуктор соединяет жесткий стальной хребет. Все то же ни с чем не сравнимое, первобытное удовольствие от управления. Это не просто точность и отзывчивость, это полное слияние. Это похоже на бег: ничего нет между вами и асфальтом, никакой фальши, никаких преград.
Метеозависимость
Мы до последнего надеялись сложить верх и хотя бы немного прохватить «навстречу ветру». Не удалось. Черт с ним, с холодом, но весна в Европе выдалась до того жестокой, что снег делал перерывы только на дождь. Поэтому все, что можно сказать о крыше, – она не так нависает над головой, как раньше.
Было бы странно не сказать хотя бы пару слов о практической стороне, хотя в случае МХ-5 она заслуживает не больше внимания, чем спектральный анализ коллекционного вина. Багажный отсек миниатюрный: 130 л. Сзади между сиденьями есть бокс, куда можно положить бейсболку, например. На скоростях выше сотни разговаривать невозможно: ужасный шум отовсюду. Чтобы сесть в машину и выбраться из нее, стоит попрактиковать растяжку. А возможно, и похудеть. Парковаться задним ходом – настоящая пытка, ничего не видно. Да, и ее хочется купить немедленно!
Выводы
Совершенно ясно: в Mazda опять построили очень крутой родстер. В первый раз, в 1989-м, они добились этого так: взяли несколько отличных образцов из 60-х, Lotus Elan и Triumph Spitfire например, и воспроизвели простой и яркий кайф от этих машин современными средствами. Что же они сделали теперь? То же самое! Новая МХ-5 получилась даже более концентрированным экстрактом родстера. Она еще меньше, легче и послушнее. Пока о продажах в Украине ничего сказать нельзя. Но если вы хотите себе одну, есть смысл отправляться за ней хоть пешком. Хоть на край света.
Главное – MX-5 не обманула ожиданий. Она стала чуть лучше во всех аспектах. Но не настолько, чтобы исчезло ни с чем не сравнимое ощущение контакта с машиной
Буквально несколько недель назад MX-5 получила титул World Car of the Year. Лучшая в мире! А мы тут будем про багажник и шумоизоляцию? Нет уж