На недавнем Франкфуртском автосалоне дебютировал кроссовер Dacia Duster второго поколения. Появится он и у нас, под более престижной эмблемой Renault, но не раньше 2018 года. Да и цена под вопросом. Очевидно, что новый «Дастер» подорожает. Пока этого не случилось, стоит присмотреться к нынешнему поколению. Да и повод хороший есть – роботизированная коробка EDC.
На дорогие автомобили и шикарных женщин мужчины смотрят с восхищением, позволяя себе лишь мечтать. От подобных взглядов давно устали Лана Дель Рей и Ferrari 458 Italia. При этом женятся зачастую на самых обычных, часто невзрачных девушках, да и машины большинство мужчин выбирают не дорогие и красивые, а практичные и надежные. Такие, например, как Renault Duster. У него пламенный мотор без причины не загорится, да и жена не разразится истерикой по поводу необдуманной растраты семейного бюджета.
Забавно, но за время теста Renault Duster меня удивило внимание окружающих к этой машине. Казалось бы, немолодой кроссовер обновился еще в прошлом году, да и с улицы не видно, что он у нас с роботизированной коробкой передач EDC. Очевидно, все дело в пакете Look с 16-дюймовыми легкосплавными дисками, темно-серыми накладками на леера и корпуса зеркал да хромированными накладками на выхлопную трубу. Плюс частично окрашенные в цвет кузова бампера комплектации Privilege, да и новый металлик «Серая комета», добавляют лоска.
Если 80% внешней красоты зависят от колес, как говаривал старина Генри Форд, то на рабочее место водителя во многом влияет колесо рулевое. «Парфетман!» Взявшись за баранку Soft Feel, я раскопал в своей памяти фрагмент забытого со школы французского. Дорогой, как у более престижных (и на 100% французских) легковых Renault, руль будто преобразил Duster. Кроссовер охотнее стал вписываться в повороты! Но нет, передаточное отношение – те же 3,3 оборота от упора до упора. Подвеска здесь и вовсе проста: McPherson спереди и скручивающаяся балка сзади. Ведь у меня «робот», который ставится только на переднеприводные версии. И это вполне взвешенный подход: хардкорный охотник возьмет полноприводный Duster с ружьем, собакой и «механикой», которая априори предпочтительнее любого автомата на бездорожье.

Дорожный просвет у моноприводного «Дастера» лишь на 5 мм меньше, а имеющихся 205 мм под днищем хватит с головой для повседневной эксплуатации. Для нее и предназначена 6-ступенчатая роботизированная коробка передач с двумя сухими сцеплениями.
Надежна ли она? Уверен, что да! Ведь это немецкий Getrag 6DCT250, известный под «голубым овалом» империи Ford как PowerShift. Этот «робот» появился в 2010 году, а первый миллион коробок собрали всего за два года, и особых нареканий не было. Еще бы – немцы поставляли подобные агрегаты для Mitsubishi Lancer Evo X. 7-ступенчатые «роботы» Getrag стоят на BMW и даже у суперкаров Ferrari 458 и LaFerrari.

Разумеется, Getrag 6DCT250 рассчитана на бюджетный сектор, для автомобилей с передне-поперечным расположением двигателя, но сделана на совесть. При ее создании учли ошибки фольксвагеновских коробок DSG DQ250, двухмассовый маховик и сцепления LuK усилены и сделаны с расчетом на беспроблемную работу как минимум в течение 150 000 км пробега. Базовая гарантия на Duster составляет 5 лет или 100 тыс. км, но ее можно продлить до 150 или даже 200 тыс. км – за доплату в 8 135 или 14 314 грн. соответственно.
«Робот» массой 75 кг рассчитан на крутящий момент 240–280 Нм, оснащен системой старт-стоп и может работать в паре с гибридным силовым агрегатом, обещая минимальное энергопотребление электромеханическим актуатором. Причем коробку можно настроить как на быстрые, спортивные переключения, так и на комфортную работу, что позволяет ставить ее как на «зажигалку» Clio RS (220 л.с., 260 Нм), так и на дизельный Renault Duster 1.5 DCi (110 л.с., 250 Нм). Подергиваний не ощущаешь даже в критических для подобных трансмиссий «пробочных» режимах. А на ходу без подсказки тахометра и вовсе сложно уловить момент смены передач. Есть и «мануальный» режим переключения передач: на себя – повышенная; от себя – пониженная. Правда, режим не честный, на подходе к красной зоне коробка незаметно, как и подобает «роботу» с двумя сцеплениями, сменит передачу, да и при замедлении тоже. А подкатываясь к светофору, еще и двигатель заглушит. Благо систему старт-стоп можно выключить, продлив ресурс турбодизеля и аккумулятора.
Дизель с EDC будто помолодел – бодро раскручивается, разгоняя Duster до 169 км/ч. Но это некомфортный предел, лучше катиться на разумных 100 км/ч, что соответствует 2000 об/мин на шестой передаче.
В спокойном темпе я съездил в Одессу, покатался по окрестностям, и что вы думаете? Если верить борткомпьютеру, за 1775 тестовых километров кроссовер «выпил» 88,8 л топлива, что отвечает среднему расходу всего 5 л/100 км! Таким скромным «аппетитом» не каждый высокотехнологичный гибрид похвастает!
Безусловно, Renault Duster 1.5 DCi с «роботом» (486 578 грн.) – разумный выбор. Такой же «Дастер» с «механикой» стоит на 42 398 грн. дешевле, но у него нет системы стабилизации и боковых подушек безопасности. Вполне адекватная доплата за «роботизированный» комфорт.
Насыщенный опциями тестовый автомобиль стоит 536 697 грн. За те же деньги можно купить переднеприводный бензиновый Hyundai Creta 1.6 (123 л.с.) с автоматом, но тот и близко не подберется к таким показателям расхода топлива. И за грибами в лес на нем не выедешь.
Выводы
Если в мои детские годы альтернативы еще советской «Ниве» в плане соотношения цены и возможностей не было, то сегодня найти более доступный, чем Renault Duster, кроссовер с европейской родословной – просто невозможно. С «механикой» и полным приводом на бездорожье он не ударит в грязь лицом. А теперь, с «роботом» EDC, он стал еще и вполне комфортным городским кроссовером на каждый день.
Классный «робот», экономичный дизель, комфортная подвеска, разумная цена
Бюджетные материалы отделки, неважная шумоизоляция, нет полного привода с коробкой EDC