Согласно заявлению изготовителя название С-MAX расшифровывается как «максимум трех «С»: комфорта (Comfort), контроля (Control) и уверенности (Confidence). Соответствие аббревиатуры реальным техническим возможностям модели оценивал Михаил ЗОТОВ.
Впервые минивэн Ford C-MAX был показан на Женевском автосалоне в 2003-м. В том же году с конвейера завода в Саарлуисе (Германия) сошли первые серийные экземпляры. Модель создана на платформе бестселлера Focus, но по конструкции не является его полным аналогом, заметно отличаясь по колесной базе и колее, и имея усиленную подвеску.
Это предложение Ford попахивало авантюрой: чем мог зацепить покупателя пятиместный вэн, если основные его конкуренты были семиместными? Но одно явное преимущество немедленно обнаружилось — C-MAX оказался очень удобен для поездок с полным экипажем, предоставляя большой запас пространства для ног задних пассажиров. В то же время модель не уступала одноклассникам по удобству посадки/высадки за счет широких и высоких дверных проемов и удачного по высоте от пола расположения сидений.
Безопасность автомобиля не вызывает нареканий — результат эффективной работы системы Intelegent Protection System, включающей в себя подушки для водителя и переднего пассажира, боковые подушки, а также запрограммированные зоны деформации. Это подтверждается результатами краш-теста по системе EuroNCAP. За надежное поведение на дороге отвечают антиблокировочная и антипробуксовочная системы в сочетании с системой стабилизации курсовой устойчивости.
Привлекательное оснащение
Даже в базовой комплектации машина весьма неплохо упакована: зеркала заднего вида оснащены электрорегулировками, антиблокировочная система тормозов с функцией Emergency Brake Assist и EBD, четыре подушки безопасности и передние электростеклоподъемники. В богатых версиях можно встретить кожаную отделку руля и рычага КП, круиз-контроль, двухзонный климат-контроль, автоматическое включение головного освещения, датчик дождя и прочие изыски.
Комфортабельный трансформер
Кузов C-MAX выполнен с истинно немецким качеством. Зазоры между панелями ровные, лакокрасочное покрытие устойчиво к образованию сколов от дорожной щебенки и очагов коррозии. Правда, параметры проходимости существенно ограничены большими свесами, поэтому при съезде на грунтовые дорожки и проезде «лежачих полицейских» рекомендуется соблюдать осторожность. Есть и еще один минус, более существенный в условиях украинсской действительности, — пластиковые колпаки фар достаточно быстро мутнеют, и приходится их часто полировать.
Одна из «фишек» модели — стояночный тормоз, оснащенный электроприводом, который не только очень удобен, но и обеспечивает большую надежность работы механизма.
Салон не лишен элегантности, но, к сожалению, со временем появляются скрипы пластиковых панелей. Избавиться от этой неприятности конструкторам до сих пор так и не удалось. Правда, в целом шумоизоляция на приличном уровне. Водительское кресло c довольно развитой боковой поддержкой снабжено достаточным набором регулировок, что позволяет комфортно разместиться водителю практически любого роста и комплекции. Задние сиденья легко демонтируются из салона, после чего объемный грузовой трюм может принять даже очень габаритную поклажу. При желании среднюю часть второго ряда можно трансформировать в удобный столик, а два крайних кресла сдвинуть к центру и назад, получив салон, не уступающий по уровню комфорта автомобилям бизнес-класса.
Работяги с умеренным аппетитом
В целом надежность силовых агрегатов нареканий не вызывает. На автомобилях можно встретить четыре рядных бензиновых мотора объемом 1,6 (103 и 115 л.с.), 1,8 (125 л.с.) и 2,0 л (145 л.с.), а также два турбодизеля, заимствованные у компании Peugeot-Citroen: 1,6 (109 л.с.) и 2,0 л (136 л.с.). Дизели очень чувствительны к качеству топлива, поэтому требуют к себе особо бережного отношения. Кроме того, недостаток этих двигателей — невысокий ресурс турбины.
На автомобилях первых лет выпуска отмечались проблемы с катализатором бензиновых моторов — он подгорал, частички керамики попадали в цилиндры двигателя и оставляли задиры на их поверхности. Это приводило к повышенному расходу масла, а затем и к дорогостоящей переборке двигателя. Так что при покупке машин 2003—2004 годов выпуска с пробегом менее 50 тыс. км имеет смысл провести тщательную диагностику мотора.
Электроника управления двигателем также иногда дает сбои. Наиболее часто создают проблемы сгоревшие катушки зажигания (на панели загорается лампочка Check-Engine, и мотор начинает троить), а также поломка механизма управления дроссельной заслонкой («плавают» холостые обороты, и затруднен пуск двигателя).
В целом моторы отличаются экономичным расходом топлива и неприхотливостью в обслуживании. Привод механизма ГРМ в двигателе объемом 1,6 л оборудован зубчатым ремнем, который рекомендуют менять раз в 100 тыс. км. Моторы 1,8 и 2,0 л имеют цепной привод ГРМ, который не требует вмешательства вплоть до 200 тыс. км. На дизелях ремень рекомендуют менять раз в 60 тыс. км.
До 2005 года все моторы агрегатировались пяти- или шестиступенчатой механикой, позже выбор расширился — появился четырехдиапазонный автомат Durashift. И механическая, и автоматическая КП вполне надежны и нареканий не вызывают.
Неприхотлива и надежна
Автомобиль оснащался электрогидравлическим усилителем рулевого управления, у которого есть особенность. Руль нельзя надолго оставлять выкрученным до упора, иначе избыточное давление в системе может порвать шланги ГУР. Замена шланга и штуцера обойдется примерно в $300—350. Притом, если это произошло, необходимо заглушить мотор и до места ремонта добираться на эвакуаторе, так как лишенный жидкости, быстро умрет и насос ГУР, замена которого обойдется в сумму до $1000.
Полностью независимая подвеска очень надежна и нареканий не вызывает: спереди – макферсон, сзади – многорычажная с системой Control Blade. Подвески обоих осей смонтированы на подрамниках, что позволило снизить шум и вибрации, и оборудованы стабилизаторами поперечной устойчивости. В течение первых 50 тыс. км меняют обычно лишь стойки стабилизатора поперечной устойчивости, остальные элементы подвески зачастую переживают стотысячный рубеж.
На нашем вторичном рынке эту модель нельзя назвать высоколиквидной, но на нее сформировался вполне устойчивый спрос благодаря заманчивой совокупности потребительских свойств семейного автомобиля.