Первая Mazda3 получилась на редкость удачной моделью. Она сочетала в себе японскую надежность, достойные ходовые качества и неожиданно спортивный характер. И стоила при этом не дороже многих конкурентов.
Украинские дилеры стали продавать Mazda3 через несколько месяцев после европейского дебюта, причем автомобиль пошел на ура — очередь на него растянулась до полугода. И это несмотря на то, что «трешка» выпускалась только в виде седана и 5-дверного хэтчбека.
Изначально на Mazda3 устанавливали бензиновые двигатели объемом 1,4 (80 л.с.), 1,6 (105 л.с.) и 2,0 л (150 л.с.), а также 2-литровый турбодизель (110 л.с.). Базовая коробка передач — 5-ступенчатая «механика», а 4-диапазонный автомат сочетался только с мотором 1,6 л.
Кроме неплохих потребительских качеств «трешка» была хорошо оснащена. Уже в начальной версии Base она могла похвастать AБС, шестью подушками безопасности, электроприводами зеркал и передних стекол, кондиционером и магнитолой. Версия Touring дополнительно располагала антипробуксовочной и антизаносной системами, литыми дисками и задними электростеклоподъемниками. Версия Sport дополнялась бортовым компьютером, климат-контролем, противотуманными и ксеноновыми фарами с омывателем, а также 17-дюймовыми литыми дисками.
Не без проблем
Базовый мотор прост по конструкции, зато надежен. Двухлитровая «четверка» оснащена системой изменения фаз механизма газораспределения и электронной педалью газа. Она требовательнее к качеству топлива и масла. Из-за этого на обоих моторах преждевременно выходят из строя свечи зажигания и датчик массового расхода воздуха. Достается также датчикам холостого хода и положения коленчатого вала, но эти случаи довольно редки. Штатные свечи зажигания с платиновым покрытием электрода в наших условиях выдерживают до 60 000 км. Впрочем, производитель разрешает применение обычных свечей, но срок их службы примерно в два раза меньше.
На первых машинах в 5-ступенчатой механической коробке выходили из строя синхронизаторы третьей и четвертой передач. К 2005–2006 годам конструкцию усилили. Но если на подержанной машине передачи включаются с усилием – торгуйтесь. Не столь надежным оказался и автомат Activmatic, который к 80 000–100 000 км мог потребовать ремонта из-за «врожденного» дефекта. На гарантийных машинах поломку устраняли бесплатно, но в любом случае АКП «трешки» — в группе риска, и ее диагностика обязательна.
В подвеске Mazda3 к 60 000 км пробега может потребоваться замена амортизаторов. Одновременно стоит поменять и подшипники передних ступиц, которые чувствительны к ударным нагрузкам и к этому пробегу уже начинают гудеть. Чуть дольше держатся шаровые опоры. В задней подвеске быстро сдаются стойки стабилизатора и нижние рычаги. Рулевая рейка изнашивается к 150 000 км. За это время дважды меняются наконечники.
Достоинства и недостатки
+ Хорошие ходовые качества, яркий стильный дизайн, довольно богатое оснащение.
– Дорогие запасные части, плохая шумоизоляция, непрочное покрытие кузова.
Двигатель
Двигатели после 100 000 км при активной манере езды начинают потреблять больше моторного масла. Нелишним будет следить за уровнем охлаждающей жидкости. Плановая замена антифриза производится каждые 80 000 км пробега. Через три-четыре года текут бачки радиаторов, которые меняют в сборе.
Трансмиссия
У механической коробки передач на первых машинах не выдерживали синхронизаторы. На четырехступенчатых автоматах возникали проблемы с пакетом фрикционов. Если дефект не был устранен по гарантии, следующий владелец может потратиться на ремонт, поэтому входной контроль при покупке машины необходим.
Подвеска
Передняя подвеска со стойками McPherson. Среди ее слабых мест можно выделить лишь амортизаторы и ступичные подшипники. В задней подвеске каждые 60 000 км придется обновлять нижние рычаги и стойки стабилизатора. Тормозные колодки служат до 40 000 км, а диски — две замены колодок.
Кузов
Кузов долговечен, правда, на некоторых экземплярах от реагентов через два-три
года покрываются ржавчиной задние арки колес. Продлить их жизнь можно с помощью нанесения антикора и установки подкрылков, которые заодно улучшат шумоизоляцию (штатная устраивает далеко не каждого владельца).
Электрика
Электрооборудование довольно надежно. Изредка бывают сбои в работе климат-контроля из-за глюков в блоке его управления. Перегорают лампы ближнего света и подсветки номерного знака.