Что происходит с Tesla?

781
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 3, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...

Навязать автогигантам гонку за электрификацией, обойти по капитализации Ford и GM, запустить частную космическую программу – все это удалось Илону Маску. Но сумеет ли его Tesla из амбициозного стартапа превратиться в автопроизводителя новой волны?

Казалось бы, если ты сумел покорить космос, задача выпускать автомобили на электрической тяге выглядит банальной. Но как оказалось, так только кажется. «Это производственный ад», – сказал как-то Илон Маск.

Начав в 2008 году с мелкосерийного выпуска модели Roadster, в Tesla приняли решение продолжить производство автомобилей на электротяге, но уже более практичных и с лучшими рыночными перспективами. Так, в июне 2012-го начались поставки Model S, а в сентябре 2015-го – крос­совера Model X.

К декабрю 2015 года общее количество проданных Model S достигло 100 000 штук. Представленная в марте 2016 года Model 3 к 2018-му должна была выйти на уровень 500 000 штук в год. Но даже если бы Илон Маск был полностью сосредоточен на Tesla и проекте Model 3, нет никакой гарантии, что были бы найдены производ­ственные решения, которые позволили бы совершить рывок от сборки нескольких десятков тысяч до нескольких сотен тысяч электромобилей в год.

А ведь Маск помимо Tesla занимается еще несколькими проектами. «Гигафабрика» в пустыне близ Рино не в счет – она производит аккумуляторы для Model 3, начинку, обеспечивающую движение электромобиля, и стационарные зарядные устройства Powerwall. А вот «Гигафабрика 2» в Баффало – это уже предприятие, работающее в рамках SolarCity (при­обретенного в 2016 году производителя блоков солнечных батарей). Плюс нашумевшая и вполне успешная частная космическая программа SpaceX и HyperLoop (идея скоростного сообщения между Лос-Анджелесом и Сан-Франциско с помощью пассажирских капсул, двигающихся в тоннеле под воздействием воздуха). Плюс расширение автобизнеса в направлении грузовиков, где Маск с командой единомышленников тоже мечтает совершить революцию. Вот только каким образом добиться успешной работы нескольких абсолютно разных по своей сути проектов?

Приобретение SolarCity выглядит грамотным шагом: сначала Tesla продает клиенту машину, а потом предлагает обзавестись еще и зарядной аппаратурой. Но если всерьез заниматься Tesla и SolarCity, кто будет заниматься SpaceX? А это намного более амбициозный проект, призванный обеспечить создание колонии землян на Марсе. Да и не похоже, чтобы Маск решил забросить HyperLoop. Если же заниматься всеми проектами так, как это происходит сейчас, картина рисуется безрадостная.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Илон Маск прокомментировал обвинения в биржевых махинациях

В апреле 2016-го, когда Маск представил Model 3, в течение первых 24 часов больше 100 000 человек выразили желание купить новинку. Через неделю их было 325 000. Казалось, что на наших глазах рождается новая форма вывода автомобиля на рынок. Но за окном вторая половина 2018-го, а Tesla даже близко не вышла на запланированный график работы. Чтобы ускорить запуск производства Model 3, компания продавала дополнительные пакеты своих акций. Но и это не помогло: планы Tesla собирать по 500 000 Model 3 в год по-прежнему воспринимаются не более чем фантазией.

На этом фоне просто удивительной выглядит готовность клиентов прощать калифорнийским электромобилям фатальные инциденты – за рулем Tesla с автопилотом по разным причинам погиб уже не один водитель. Тем не менее вера в Tesla настолько высока, что бесконечные проблемы не помешали компании весной прошлого года возглавить список самых дорогих автопроизводителей США. Вдумайтесь: по состоянию на середину августа 2015 года капитализация Tesla составляла 33 млрд долларов. А в начале апреля 2017-го достигла 51 млрд – больше Ford (около 46 млрд) и GM (почти 51 млрд). И хотя к началу июля 2017-го GM вернула себе первое место, сам факт того, что небольшой производитель в глазах инвесторов может превзойти настоящих автогигантов, наглядно демонстрирует, насколько сильны финансовые ожидания, связанные с развитием сектора New Energy Vehicles (NEV).

Кроссовер Model X закрепил успех Model S, но сделать следующий большой шаг Tesla пока не может

Впрочем, они никак не отменяют и ожиданий клиентов, которым обещано как минимум 20 новых моделей на электротяге к 2023 году – General Motors озвучивала именно такую цифру. Обратите внимание: речь идет об одном автопроизводителе из США. За скобками при этом остаются такие монстры, как Volkswagen и Toyota.

А теперь давайте представим, что ближайшее будущее если не за авто­номными автомобилями, то как минимум за каршерингом. Автопроизводители полным ходом прорабатывают вариант, при котором все больше молодых людей будут отказываться от приобретения автомобиля в пользу кратковременного проката. Какое будущее в таком случае ждет компанию, которая с большим трудом запускает в производство свою первую массовую модель, притом что в ближайшие 5 лет каждый из ее конкурентов выпустит обойму NEV-моделей, которые одинаково хорошо подойдут и для индивидуального владения, и для каршеринга?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Tesla выпустит бюджетный электрокар

В Tesla тоже есть планы выпустить модель гольф-класса, которая в США будет стоить 25 000 долларов. Но это одна модель. И как говорит сам Маск, если напряженно работать, дебют этой машины возможен примерно через 3 года. Зная, как озвученные сроки соотносятся в Tesla с реальностью, мы вряд ли увидим новинку раньше 2022 года.

С помощью Tesla Semi Маск намерен перевернуть мир грузоперевозок. Но прежде чем это может произойти, Илону предстоит решить массу текущих проблем

В недавнем интервью изданию New York Times Илон Маск признал, что прошлый год был самым тяжелым в его карьере: «Я чуть не пропустил свадьбу брата. В день, когда мне исполнилось 47 лет, я сутки провел в офисе Tesla, поскольку полным ходом идет работа над новой моделью. Ни друзей, ничего. Бывало, что я не видел семью по 3–4 дня, потому что не покидал завод. Хорошего мало. Близкие люди всерьез обеспокоены моим нынешним образом жизни».

В том же интервью Илон признался, что на фоне постоянного нервного напряжения у него началась бессонница, из-за чего Маск начал принимать снотворное, и это насторожило совет директоров.

Устав, видимо, от постоянных споров с миноритарными инвесторами и зависимости от общественного мнения, Маск задумался о выкупе Tesla в частное владение. По подсчетам аналитиков, при стоимости одной акции, которую обозначил сам Маск (а это 420 долларов), ему понадобится более 10 млрд долларов. Но даже если финансирование найдется, ситуация с проблемами производства Model 3 показательна: инвесторы могут верить в тебя и в какой-то момент выписать щедрый аванс, но автобизнес – не одно­моментная история. Гиганты, вроде Toyota, Volkswagen, GM, Daimler, BMW, выпускают автомобили миллионами штук в год и прогрессируют именно потому, что процессы, которые Илон Маск называет производственным адом, для них давно простые будни. Сумеет ли команда Маска найти баланс между безудержным стремлением в будущее и прагматичной ежедневной работой? Ответ на этот вопрос даст только время.