Вся правда про ГБО

14903
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 2, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
ГБО
Газовый баллон вынуждает отказаться от запасного колеса, а в некоторых случаях существенно уменьшает объем багажника

Кажется, уже полстраны ездит на пропан-бутане, а в водительской среде все еще не искоренен целый комплект устойчивых стереотипов про ГБО. Сегодня поговорим о малоизвестных фактах – как положительных, так и отрицательных.

Касательно работы автомобиля на газовом топливе – а в первую очередь речь идет о сжиженном пропан-бутане – наиболее активно высказываются две стороны. Во-первых, те, для кого ГБО – это бизнес. Во-вторых, те, кто его не использует и не хочет этого делать. Естественно, объективность и тех и других под большим вопросом. Есть и третья сторона – опытные пользователи, которые могли бы рассказать немало интересного. Но они, как правило, в «газовые» дискуссии не вмешиваются, спокойно продолжая эксплуатировать автомобили на дешевом и экологичном топливе. Однако некоторые из них поделились с нами малоизвестными фактами про ГБО.

Позитив

Прежде всего у газа как топлива есть несколько преимуществ, о которых почему-то мало говорят даже апологеты ГБО, но которыми пользуются его опытные «юзеры».
Так, у большинства моделей бензиновых двигателей при работе на газе уменьшается износ деталей цилиндро-поршневой группы. Соответственно, можно говорить об увеличении ресурса. Дело в том, что газ, попав в цилиндр, не смывает масло с его стенок, что в какой-то мере свойственно бензину – в особенности на холодном двигателе. Соответственно, поршневые кольца, поршни и цилиндр работают в более благоприятных условиях.

Питающийся газом автомобиль по большому счету не обязательно долго прогревать перед поездкой, поскольку отсутствует главная проблема холодного мотора – плохие условия для смешивания бензина (жидкости) с воздухом (газом) во впускном коллекторе и в цилиндрах. Два газа – пропан-бутан и воздух – даже в холодном виде смешиваются без проблем, и мотор сразу работает устойчиво. Правда, пользоваться этим плюсом могут в первую очередь владельцы систем второго и третьего поколений (без газовых форсунок), где водителю несложно принудительно переключить вид топлива при любой температуре.

Теоретически, в работающем на газе двигателе можно реже менять масло. Не вдаваясь в химию процессов, скажем, что пропан-бутан меньше старит масло, контактируя с ним в цилиндрах. Конечно, мы не возьмем на себя смелость утверждать, что пробег между заменами можно увеличить в полтора-два раза, но о паре тысяч километров «перепробега» речь может идти.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Зачем менять тормозную жидкость?

Напраслина

Против газа есть некоторые вполне серьезные «обвинения», которые опытные пользователи ГБО, однако, могут легко опровергнуть. Например, касательно качества газа, которое якобы в Украине контролируется не так тщательно, как бензина. Отчасти это правда, но истина и в том, что «газифицированный» двигатель в отличие от бензиновых и дизельных агрегатов почти никак не реагирует на низкое качество газа. Единственное заметное проявление при современном ГБО – большое количество грязи, остающейся в обоих фильтрах пропановой магистрали (жидкой и газовой фракции).

Любой владелец автомобиля с ГБО подтвердит вам, что при правильно настроенном оборудовании он посещает специализированную газовую СТО не чаще, чем обычного «карбюраторщика» или «инжекторщика». Соответственно, по запчастям расходы обычно сводятся к покупке двух фильтров для регламентной замены. Иными словами, современные системы ГБО авторитетных марок настолько надежны и неприхотливы, что увеличивают трудоемкость обслуживания в незначительной мере.

Кроме того, некоторые из неисправностей, которые приписывают газовому оборудованию, на самом деле связаны с неисправностью родных систем самого мотора (охлаждения, зажигания, электрооборудования) – газ лишь выявляет их.

Газовые хлопоты

Неправильно думать, что ничего, кроме экономии денег, ГБО не дает владельцу автомобиля. Хватает и хлопот. После установки газотопливной системы на автомобиль ее приходится настраивать, и это может затянуться на дни и недели: сервисмены выставили настройки, владелец поездил, заявил претензии по расходу топлива, динамике и комфортности, сервисмены подправили настройки, владелец снова должен наездить пару сотен километров, затем снова обратиться на СТО с замечаниями… Иногда получается все решить за одно-два обращения к мастерам, иногда – нет.

Есть модели двигателей, которые в принципе не дружат с ГБО – перерасходуют газ, ускоряются с рывками, глохнут на холостом ходу. Эти двигатели «поименно» известны продавцам и установщикам ГБО, и они предупреждают клиентов о неизбежных проблемах. К слову, в некоторых случаях есть технические решения, позволяющие газифицировать даже непокорные моторы.

Владелец машины «с газом» должен быть готов к тому, что ему придется узнать места, где продаются некоторые специфические компоненты – фильтры газа нужного формата, пробки заправочной горловины, которые так любят терять заправщики. Фильтры бывают разных типоразмеров, и, если покупать их не там, где инсталлировали системы, придется каким-то образом объяснять продавцам, что именно требуется. Впрочем, у владельцев качественных систем этот вопрос встает нечасто – только накануне планового ТО. Естественно, в случае ремонта системы то же самое можно сказать и о покупке запчастей для нее.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Можно ли установить итальянское ГБО по цене польского?

Тонкости по сервису

«О, да у вас тут газ!» – с таким возгласом иногда (к счастью, все реже) встречают владельца газифицированной машины на обычных СТО. При каком-либо ремонте в подкапотном пространстве сервисмены могут выставить больший счет – за дополнительные хлопоты по демонтажу компонентов ГБО, которые мешают добраться до штатных деталей автомобиля.

Еще одна сложность для водителя-«газовода» может проявиться при некоторых видах неисправностей двигателя, причина которых может находиться как в бензиновой, так и в газовой системе. Тогда приходится посещать и газовую, и обыкновенную СТО, чтобы мастера той и другой продиагностировали каждый свою систему питания и вынесли окончательный вердикт.

Минусы в эксплуатации

Негативчик «газового питания» проявляется на ходу: при работе на газе двигатель теряет в районе 10–15% мощности и крутящего момента. У некоторых типов двигателей это особенно заметно проявляется на высоких оборотах.

Заправляться газом лучше на станциях известных сетевых брендов. Там меньше вероятности быть обманутым и выше уровень сервиса

Еще один нюанс – уровень сервиса на рядовых газозаправочных станциях обычно ниже, чем на аналогичных бензиновых АЗС. На простеньких газовых заправках часто нет даже помещения, куда водитель мог бы зайти. Поэтому тем, кто привык к комфорту на сетевых автозаправочных комплексах известных брендов, придется выбирать те из них, где есть емкости с пропаном. К счастью, таких сегодня большинство.

Контролировать количество газа – заправленного или израсходованного – сложнее, чем бензина или дизтоплива. Измеритель уровня газа на борту машины отображает очень примерную картину. Поэтому многие водители предпочитают заправляться газом «до полного» и, если есть потребность, отмеряют пробег по счетчику суточного пробега. Поскольку очень сложно проверить, сколько пропана на самом деле отпустила колонка в ваш баллон, среди недобросовестных работников ГАЗС больше желающих обмануть клиента, чем на бензиновых станциях.

Игра стоит свеч

Как видим, малоизвестных нюансов у машин с ГБО предостаточно – как положительных, так и отрицательных. Но главного достоинства – цены на газ вдвое ниже бензиновой – они не перечеркивают. Хотя и цены пропановые не без нюансов: подвержены регулярным сезонным колебаниям…