Что происходит с ЗАЗом?

959
Звёзд: 1Звёзд: 2Звёзд: 3Звёзд: 4Звёзд: 5 (оценок: 3, средняя: 5,00 из 5)
Загрузка...
Что происходит с ЗАЗом?

Масса слухов и домыслов вокруг Запорожского автомобильного завода, который, как многие думают, и не работает-то уже, подвигли нас отправиться в сердце украинского автопрома, чтобы выяснить, что же происходит на самом деле.

Некогда могучий ЗАЗ, еще 10 лет назад выпускавший более 270 тысяч автомобилей в год, переживает сейчас не лучшие времена – это факт. События последних лет больно ударили по предприятию, вынудив даже на какое-то время остановить конвейер. От краха завод спас, в частности, Египет, куда ЗАЗ поставлял и продолжает поставлять штамповку для Lanos и Aveo. Но это, ясное дело, не панацея. А значит, болезненных решений не избежать. В итоге из 5000 сотрудников сейчас осталась лишь половина, линия по производству модели Forza законсервирована, остальные работают едва-едва. 25 автомобилей в день – ничто для такого гиганта. Производить больше сейчас просто нет смысла.

ЗАЗ сохранил возможность выпускать автомобили «с нуля». Прессовое и сварочное производство, окрасочный комплекс – все функционирует, пусть и с минимальной нагрузкой. Если раньше на заводе работало 5000 человек, то сейчас сотрудников вдвое меньше

Как бы там ни было, ЗАЗ, оставшись единственным в Украине автомобильным заводом полного цикла, продолжает работать и строит осторожные планы на будущее. Например, готовится выполнить заказ «Новой почты» на крупную партию электромобилей ЗАЗ Vida Cargo EV. В следующем году в Запорожье будет налажена сборка корейских тракторов LS, а в Мелитополе выпускают автобус А10L, который пользуется спросом в Восточной Европе. Более того, в 2018-м ЗАЗ намерен продемонстрировать опытный образец электрического автобуса на базе того же А10L. И если Lanos/Sens, Vida и Forza, как мы знаем, представляют собой старые поколения моделей Daewoo, Chevrolet и Chery, то А10L – собственная разработка инженеров ЗАЗа.

Так есть ли будущее?

Есть, но с рядом оговорок. Продолжая выпускать Lanos и Sens (автомобили, разработанные 20 лет назад и, соответственно, давно отставшие от современных норм и требований), ЗАЗ загоняет себя в тупик, поскольку ему сложно конкурировать с подержанными иномарками и, например, автомобилями марки Ravon из Узбекистана, где автопром, к слову, развивается стремительно. В то же время поставить на конвейер новые модели тоже не получается, хотя готовые проекты есть. По словам заместителя главы правления по автомобильному производству корпорации «УкрАвто» Олега Папашева, ЗАЗ готов был поставить на конвейер кроссовер Chery Tiggo 2 и построенную на базе Chery Riich G2 модель Slavuta Nova, но для этого нужны серьезные инвестиции, привлечь которые по ряду причин проблематично.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ  Открыт прием заказов на флагманский седан Lexus LS
Сборочную линию, с которой когда-то сходили Opel Astra Classic, сейчас обслуживает всего 70 человек

Председатель правления ПАО «ЗАЗ» Николай Евдокименко объясняет: «Во-первых, мы находимся недалеко от линии фронта, из-за чего некоторые потенциальные партнеры даже переговоры вести с нами не хотят. А во-вторых, в Украине не созданы условия для инвестиций. Это ключевые проблемы. Мы не просим у государства денег или заградительных пошлин. Мы просим, чтобы правительство обозначило долгосрочные перспективы развития страны и сформировало привлекательные условия для инвесторов. Как в той же Словакии или Турции, где автомобильная промышленность достигла невероятных высот благодаря грамотной стратегии и заинтересованности государства в развитии экономики. Если в Украине будут созданы хотя бы похожие условия, уверяю вас, и ЗАЗ будет процветать, и производители комплектующих, и масса других смежных предприятий. Сейчас же у нас такое налоговое бремя, что инвестиции становятся нецелесообразными. Даже за покупку оборудования для производства нужно платить НДС».

Если ничто в ближайшем будущем не изменится и ЗАЗ окончательно остановится, можно будет официально констатировать смерть украинского автопрома. Кто-то, конечно, позлорадствует по этому поводу, но в стратегическом плане для Украины это будет потеря.

  • Валерий Иванов

    Обычная ситуация для Украины. Завод у государства украсть сумели, а денег на налаживание производства нет. Да даже если бы вы были за тысячи километров от линии фронта, к вам ни один умный инвестор не пошел бы. Кто будет связываться с жульем? Ответ однозначный и единственны, никто.

  • Сергей

    Текст полностью повторяет оные из других изданий, что-то больше извлечь нереально, бывшие Авторевю.Ua, написали б более углубленно……. Проектная мощность главного конвеера 150 000, в лучшие годі 21 века на нем собирали 120 000, но никак не 270 000. 270 тыщ это с отверткой, которой уже не будет ИЗАА перепрофилирован. Выпускать отвертку может любой Маш завод в любом уголке страны.