Биография модели Skoda Rapid насчитывает многие десятилетия и несколько поколений. А что представляла собой самая первая машина с таким именем? Рассказываем ее историю.
Конец 20-х годов XX века. Мир только оправился от разрушительных последствий Первой мировой войны. Отважные авиаторы ставят рекорды дальности полетов. Сентиментальные дамочки рыдают на кинодрамах с участием Марлен Дитрих. Танцоры разучивают движения чарльстона и танго.
И тут наступает 24 октября 1929 года. Раздутый до предела финансовый пузырь разрывается с такой силой, что волны безработицы, низкого покупательского спроса и просто бедности накрывают не только Штаты, но и Европу. Предприниматели и фирмы, которые пытаются остаться на плаву в столь сложных экономических условиях, вынуждены искать пути увеличения эффективности производства с целью снижения цен на свои товары.
Именно попытка сокращения издержек становится причиной создания в 1931 году акционерного общества, объединившего три чехословацкие автомобильные компании: Praga, Skoda и Tatra. Увы, благая идея не приносит желанных плодов. Талантливые, но амбициозные инженеры не спешат делиться своим опытом с недавними конкурентами. Не проходит и двух месяцев, как новоиспеченное предприятие разоряется. На тот момент Skoda производит автомобилей меньше, чем две другие чехословацкие фирмы. Вряд ли компания из Млада-Болеслава благополучно дожила бы до наших дней, если бы не управленческий талант ее тогдашнего директора Карела Хрдлички, сумевшего в кратчайшие сроки реорганизовать завод и принявшего на работу одаренного инженера Йозефа Зубатого.
В послужном списке Йозефа — 68 технических патентов и такие изобретения, как автомобильный спидометр, указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и масла. На новом рабочем месте он не делает принципиальных открытий, зато предлагает воспользоваться придуманной инженером компании Tatra Хансом Ледвинкой конструкцией автомобиля с так называемой хребтовой рамой. Жесткая продольная балка с передней вилкой для установки силового агрегата позволяет существенно снизить вес машины и при этом увеличить ее жесткость.
Первая Skoda, построенная по такой схеме, появляется в начале 1933 года. Модель 420 получилась на треть легче, быстрее, экономичнее предшественницы с индексом 422 и, что более важно, существенно дешевле. Машина понравилась покупателям, и уже к концу года в Млада-Болеславе собрали порядка восьмисот экземпляров 420-х. Тогда же созрело решение о создании на этом же шасси еще двух моделей — более экономичной и доступной 418-й, позже получившей название Popular, и более динамичной 421-й.
Рождение Rapid
Как раз из последней и вырос самый первый Rapid. Он появился в 1935 году и был оснащен 1,4-литровым нижневальным двигателем мощностью 31 л.с., скомпонованным с 3-ступенчатой ручной коробкой. Независимые на поперечных листовых рессорах передняя и задняя подвески обеспечивали автомобилю завидную плавность хода и вполне приемлемую управляемость. Максимальная скорость составляла 100 км/ч, а средний расход бензина — 9 л на 100 км.
Весьма любопытно, что еще до начала продаж модели в чехословацкой автомобильной прессе были размещены рекламные объявления, в которых якобы настоящие владельцы расхваливали достоинства новинки. Такой вот пример нечистоплотного маркетинга. Но это частности. Ведь в то же самое время — в 1935 году — спортивный Rapid c 2,0-литровым 50-сильным двигателем занял пятое место в гонке «1000 миль Чехословакии». Следующей весной Rapid, отличавшийся от серийного лишь увеличенным топливным баком и приспособлениями для перевозки объемного багажа, отправился в кругосветное путешествие. За 98 дней бизнесмены Прохазка и Кубас проехали 27 000 км по пятнадцати странам Европы, Азии и Америки, включая СССP, Китай, Индию и Иран.
Годом позже Skoda начала сборку 42-сильной версии, а еще через пару лет — в 1938-м — появился Rapid второго поколения с увеличенной с 2550 до 2560 мм колесной базой, заметно отличающийся от оригинала по дизайну. Его 1,6-литровый мотор также развивал 42 л.с., но имел более современную конструкцию с верхним расположением клапанов. Из-за этого модель и получила название Rapid OHV. До 1942-го чехи собрали 1783 экземпляра этой машины, а в послевоенный период — с 1945 по 1947 год — еще 21. Общий объем выпуска автомобилей двух поколений составил 4538. Да, это в четыре раза меньше тиража модели Popular, тем не менее Skoda уже по итогам 1936 года опережала своих конкурентов по количеству собранных машин.
Кстати, в середине 80-х годов прошлого века Skoda продавала еще одну модель с именем Rapid. Купе, построенное на базе седана Skoda 130, выпускалось с 1984 по 1990-й и отличалось весьма приличной управляемостью.