Кто виноват в поломке – владелец или автосервис?

Кто виноват в поломке — владелец или автосервис, в котором обслуживали и чинили автомобиль? Увы, ответ на этот вопрос порой получить не так просто. Леонид ВОРОБЬЕВ попробовал разобраться в нюансах таких споров.

Чем дороже ремонт, тем меньше желающих за него платить. Если речь заходит о восстановлении таких крупных агрегатов, как двигатели внутреннего сгорания, автовладелец ищет всевозможные способы обвинить в поломке производителя, дилера, любимую АЗС — да кого угодно, только не себя. Соответственно, сервисы, обнаружившие печальную картину в результате диагностики, напротив, стараются переложить расходы на плечи (точнее, кошелек) хозяина автомобиля. Так как понять, кто все-таки должен платить за ремонт?

Для начала несколько «вводных» для владельцев автомобилей. Многие из них считают, что достаточно раз в 10 (15, 20…) тыс. км заезжать на сервис, чтобы машина исправно служила долгие годы. Однако в любом руководстве по эксплуатации можно найти пункты, обязывающие водителя самостоятельно проводить определенные контрольные операции. К примеру, часто ли вы проверяете давление в шинах или уровень масла? Уверен, нет. А ведь делать это действительно необходимо, в том числе на автомобилях, которые совсем недавно выехали из дилерского центра. Именно во время обкатки мотора расход масла может быть максимальным. В двигателях же с большим пробегом масло не только уходит «на угар», но и течет через сальники — таким образом, уровень может падать очень быстро.

Свое дешевле

Еще одной причиной преждевременного выхода двигателя из строя, ответственность за которую несет владелец автомобиля, можно считать проблемы с качеством масла. Не секрет, что обслуживание на дилерских станциях стоит довольно дорого, поэтому автовладельцы ищут способы его удешевить. Как вариант — покупать запчасти и расходные материалы на стороне, а менять их уже в официальном сервисе. Какими бы проверенными ни были магазины, вероятность купить в них подделку все-таки существует, и, чем больше желание владельца сэкономить на покупке, тем выше эта вероятность. Соответственно, дилеры не могут нести ответственность за некондицию, которую лично привез владелец автомобиля. Конечно, откровенный контрафакт заливать они не станут, но в арсенале сервисменов нет оборудования, позволяющего мгновенно и достоверно проверить качество масла. Одни из надежных вариантов можно назвать брендированные станции обслуживания, как, например, СТО Nanoprotec, где не только обслуживают автомобили, а используют только продукцию Нанопротек, а, значит, такая компания несет ответственность и за качество выполненных работ, и за высокий уровень качества масел и автохимии.

Опять топливо

Вряд ли кого-нибудь удивит тот факт, что поломки двигателя могут произойти по причине плохого топлива. Качество топлива в последнее время прямо-таки краеугольный камень, о который регулярно бьются владельцы машин и сервисмены. Разумеется, сотрудники техцентров уверяют хозяев машин, что только их невнимательность и неразборчивость и стала причиной поломки. Проблема кроется еще и в том, что не всегда неудачная заправка на АЗС может сразу «дать результат». Если, например, вместе с соляркой в ваш бак попала вода, ТНВД может выйти из строя через считаные километры. Но существуют и более «долгоиграющие» сценарии. Иногда топливо просто не соответствует нормам и содержит большое количество небезопасных присадок. В этом случае «смерть» силового агрегата и его систем происходит постепенно. Ускоренный износ свечей зажигания — это практически ничто по сравнению с выходом из строя каталитического нейтрализатора, появлением смолистых отложений в недрах двигателя и возникновением детонации, способной привести к разрушениям деталей. Как скоро даст о себе знать некачественное топливо — никому не известно.

Идут навстречу

Кстати, в последнее время руководство сетевых АЗС с пониманием относится к претензиям по качеству топлива. Это неудивительно — никто не хочет, чтобы негатив распространился по соцсетям и другим ресурсам во Всемирной паутине. Для владельцев АЗС намного дешевле признать свои грехи и согласиться на оплату ремонта двигателя или его аппаратуры, чем нести имиджевые, а впоследствии и финансовые потери. Ведь некачественным топливо может стать в процессе транспортировки (после грязной цистерны), хранения и т.д. В интересах продавца максимально быст­ро разобраться в возникших проблемах, пока не посыпались другие претензии.

Наконец, есть еще одна причина, которая вынуждает владельцев автомобилей раскошелиться на ремонт мотора, — это игнорирование советов сервисменов. Если в техцентре обнаружили, что охлаждающая жидкость попадает в систему смазки, и предлагают поменять прокладку головки блока цилиндров — не нужно откладывать этот ремонт на несколько месяцев. Понятное дело, процедура не из простых, но делать ее все равно придется. Аналогично и с советами по исправлению неисправностей других важных систем двигателя: многие из них очень быстро могут привести к необходимости капитального ремонта мотора.

Что такое хорошо

Популярная байка продавца ненового автомобиля: «Пробег у машины минимальный, на ней бабушка по выходным в магазин ездила». Как ни странно это звучит, но с точки зрения состояния двигателя такая характеристика ничего хорошего не сулит. Если представить, что такая бабушка действительно существовала, бедный мотор заводили всего пару раз в неделю, не давая прогреться. Масло в таком режиме окисляется особенно активно и не обеспечивает полноценной защиты пар трения. То есть по идее бабушка должна была ездить на сервис даже чаще, чем среднестатистический автовладелец.

Если очень тяжело

Каждый производитель автомобиля разрабатывает свой регламент обслуживания и оригинальный межсервисный интервал (его, кстати, иногда машина высчитывает самостоятельно). Но в то же время опять-таки каждый дает важную сноску: при эксплуатации в тяжелых условиях интервал замены масла необходимо сократить. Многие автовладельцы, не считающие нужным прочесть сопроводительную документацию к своему транспортному средству от корки до корки, считают тяжелыми условиями езду в горах, по бездорожью, с тяжелыми прицепами… Это действительно так, но непримечательную компанию этим факторам составляют и другие: к примеру, передвижения на короткие расстояния (как с бабушкой из текста выше) или продолжительное движение по пробкам. В первом случае, как мы уже говорили, двигатель не успевает прогреваться, во втором — работает гораздо дольше, чем это необходимо для преодоления пробега, который фиксирует одометр. Значит, масло действительно надо менять чаще.

Давление или уровень?

Многие автолюбители уверены, что система самодиагностики современных машин сама подаст сигнал в случае тревоги — например, о проблемах с маслом. Действительно, даже самые бюджетные модели имеют сигнализатор низкого давления масла (он загорается при включении зажигания). А вот датчик низкого уровня есть далеко не у всех. Не путайте два этих важных параметра: уровень и давление. С последним все ясно: если давление недостаточное, о качественной смазке деталей двигателя можно забыть. Для чего нужен определенный уровень масла? По крайней мере для того, чтобы масляный насос не глотал воздух на подъемах/спусках, во время резких маневров. Кстати, если уровень гораздо больше отметки MAX, хорошего в этом тоже мало.

В большинстве случаев всю правду о качестве используемых масла и топлива удается узнать только после вскрытия мотора. Увы, необходимость этого вскрытия обычно как раз и вызвана работой на плохом бензине

О падении уровня ниже минимального бортовая система разных автомобилей сообщает по-разному (конечно, если в них есть соответствующий датчик). В самом простом случае загорается привычная «масленка» на щитке приборов. Как вариант — включение индикатора Check Engine («Проверь двигатель»). Наконец, электроника может информировать водителя текстовой строкой на одном из дисплеев.

Стоит ли идти в суд?

В случае появления разногласий относительно причин поломки двигателя самый разумный способ — назначить независимую экспертизу. Однако вовсе не факт, что она решит все вопросы. К примеру, если экспертиза подтвердила, что имел место дефект при производстве, дилерский сервис может с такими выводами не согласиться. В таком случае остается один выход — обращаться в суд. При этом учтите, что суд часто назначает дополнительную экспертизу, на которую тоже уходит немало времени. Разумеется, автомобиль все это время находится в разобранном состоянии, пользоваться им невозможно. Поэтому, прежде чем решиться на судебное урегулирование, имейте в виду, что, во-первых, сесть за руль своей машины вы еще долго не сможете, во-вторых, если суд примет не вашу сторону, придется из своего кармана оплатить все расходы, в том числе и экспертизу. Соответственно, есть резон попытаться решить все вопросы с сервисом полюбовно или, говоря юридическим языком, в досудебном порядке. Это сэкономит обеим сторонам немало времени и денег.

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.