Езда на пределе «зацепа». Работа с шинами в картинге

Работа с шинами в картинге

В прошлом уроке мы разбирались с техникой прохождения поворотов в разрезе построения траектории. Теперь поговорим об эффективной работе с шинами и попробуем объяснить, как использовать их потенциал, чтобы тратить на прохождение круга по картинговой трассе минимум времени.

Для начала нужно усвоить, что любая шина имеет свои специфические, характеристики. В первую очередь они выражаются в качестве и количестве сцепления с покрытием. Если вы превышаете лимит «зацепа», карт начинает скользить – его либо заносит, либо выталкивает наружу поворота.

Чем плавней вы управляете картом, тем проще контролировать предел «зацепа». Шина выходит на рабочий режим и достигает предела своих возможностей только при грамотной и аккуратной работе с ней. Иными словами, если при входе в поворот вы импульсивно дергаете руль или резко бьете по педали тормоза, вы не оставляете шинам ни единого шанса зацепиться за покрытие.

Повторим снова и снова: все, что вы делаете за рулем карта, должно быть быстро, но плавно. Даже если вам кажется, что, пилотируя карт резко и размашисто, вы едете быстрее, не нужно поддаваться такому заблуждению. Это тупик в развитии водительского мастерства – действия, грозящие перейти в привычку, которую потом крайне сложно исправить. Когда ваши движения станут действительно плавными и быстрыми, доведенными до автоматизма – придет скорость, и вы увидите это по таймингу прохождения кругов.

Тут следует немного окунуться в теорию, какой бы скучной она не была, и разобраться с термином Traction Circle, который позволяет понять, как распределяется предел работы шины при торможении, повороте руля и последующем ускорении карта. В ходе каждого из этих процессов на карт действуют центробежные силы. Учитывая этот факт, давайте примем во внимание, что шины имеют некую предельную величину «зацепа». Если этот предел превысить, шины начнут скользить, что приведет либо к недостаточной, либо к избыточной поворачиваемости. Если планку максимальной возможности шины понизить, скорость движения карта по трассе будет меньше объективных возможностей шин.

  Картинг: правильная посадка и органы управления

Графически преодоление поворота выглядит следующим образом: если мы тормозим – поворачиваем – ускоряемся правильно, линия нашего движения будет следовать за дугой Traction Circle, сигнализируя о том, что мы управляем картом на пределе возможностей шин. С точки зрения изменения действия сил на карт возможны два варианта перехода от одной предельной величины «зацепа» шин (торможение) к другой (поворот):

  • Достигнув крайней точки торможения, можно отпустить педаль тормоза, затем повернуть в поворот, где шины вновь достигнут предельного уровня «зацепа»;
  • Плавно и быстро отпустить педаль тормоза уже при входе в поворот, одновременно плавно и быстро увеличивая угол поворота руля.

В первом случае нас ожидает мимолетный период, когда шины работают не на пределе, а это потеря времени. Второй сценарий, очевидно, более быстрый – не позволяя шинам расслабиться ни на долю секунды, карт постоянно остается на максимально возможном радиусе Traction Circle.

Плавное и быстрое отпускание педали тормоза при одновременном плавном и быстром увеличении угла поворота руля при входе в поворот называется Trail Braking. Это наиболее быстрый и правильный способ преодоления поворота. Представим себе, что максимально допустимое торможение на прямой – это 100%. Плавно и быстро отпуская педаль тормоза и одновременно увеличивая угол атаки поворота, мы действуем таким образом: 90% торможения = 10% поворота руля; 75% торможения = 25% «рулежки»; 50% = 50% и так далее. Более того, можно начать ускорение сразу после апекса, то есть в тот момент, когда карт «распускается» наружу поворота. А именно: 90% поворота руля = 10% нажатия на газ; 75% обратного руления = 25% газа; 50% = 50% и так далее. Только таким образом можно сохранить непрерывность движения по окружности Traction Circle.

  Техника прохождения поворотов в картинге

Ключевое положение для понимания Traction Circle – перекрестная работа органами управления. Нужно научиться пилотировать на пределе, перекрывая торможение поворотом руля; а «роспуск» карта – нажатием на педаль газа. Только так можно удерживать шины на пределе их сцепления с дорогой.

Важно представлять педали газа и тормоза в прямой взаимосвязи с рулем карта. Чем больше угол поворота руля, тем слабее нажатие на педали тормоза или газа. И наоборот: чем активнее торможение или ускорение, тем на меньший угол должен быть повернут руль. Слишком большой угол поворота рулевого колеса вкупе с активным нажатием на педаль тормоза или газа неизбежно приведут к тому, что шины превысят максимально возможное количество сцепления с покрытием. А значит, пилот столкнется с эффектом недостаточной или избыточной поворачиваемости.

Все это непросто с первого раза разложить по полочкам в голове, но сделать это нужно, причем лучше не смотреть в буквы на экране, а идти на картодром и тренироваться, тренироваться и еще раз тренироваться, оттачивая навыки и улучшая время на круге. В качестве площадки для тренировок мы рекомендуем “Жажду скорости” (г. Киев, пр. Глушкова, 9, Ледовый стадион) – лучший картинг-центр Киева по мнению редакции АвтоМир UA.