Техника прохождения поворотов в картинге

Техника прохождения поворотов в картинге

Чтобы ехать по картинговой трассе быстро, нужно собрать воедино все компоненты пилотажа. Мы уже говорили о правильной посадке и органах управления, а сегодня обсудим технику прохождения поворотов.

Есть отличная книга с названием “Спортивные автомобили и особенности их вождения” (одна из многих на эту тему), автор которой – автогонщик и инструктор Поль Фрер – очень подробно, со всеми теоретическими выкладками, схемами и графиками рассказывает о построении идеальной траектории на гоночной трассе. Она для тех, кто желает вникнуть в тему максимально глубоко и с научным подходом. Мы же попробуем объяснить суть построения правильной траектории простыми словами в нескольких абзацах.

Итак, идеальная траектория – это самая быстрая траектория. Она, как ни странно, у разных пилотов может несколько отличаться, но только в деталях, связанных с индивидуальным стилем управления, погодными условиями, типом покрытия и состоянием техники. В общем и целом принцип поиска “своей” идеальной траектории один – чем меньше острых углов и движений рулем, тем выше скорость. Любой поворот руля – это торможение. Чем он больше, тем заметнее потеря скорости, и тем выше риск отправить карт в скольжение или даже потерять над ним контроль.

Идеальная траектория прохождения поворотов у каждого гонщика своя, но основана на базовых правилах.

Запомните: один поворот – одно движение рулем. Если вам приходится корректировать положение карта, значит вы выбрали либо неправильную траекторию, либо неправильную скорость.

Все повороты разные, поэтому найти какое-то универсальное правило их прохождения нельзя. Часто траектория в одном повороте сильно зависит от того, что за ним следует. В связке чередующихся поворотов часто приходится жертвовать “правильной” траекторией в одном повороте, ради большей скорости в следующем. Или, например, бывают ситуации, когда в борьбе с соперником нужно медленнее войти в поворот, чтобы на выходе иметь большую скорость и получить возможность обгона. Траектория прохождения поворота, естественно, будет иной.

  Картинг в дождь. Особенности пилотажа

Страшное слово “апекс”

В отношении любого поворота необходимо определить для себя три ориентира – точку входа, апекс и точку выхода. Каждая из них по-своему важна, однако главная задача – собрать их все в единую плавную дугу. Очевидно, что вход – наиболее важная точка. От нее зависит то, как мы проедем остальную часть поворота – апекс и выход на прямую. Точка входа подразумевает тот участок трассы, где мы поворачиваем руль, а определяется она тем, где мы видим апекс конкретного поворота.

Апекс – это точка или часть поворота, где внутренние колеса максимально приближаются к краю трассы. Кроме того, апекс – та часть поворота, где мы начинаем “распускать” карт наружу, одновременно ускоряясь. Апекс может быть ранним, средним и поздним. Если на выходе из поворота вы вынуждены довернуть руль, чтобы не вылететь с трассы, значит апекс был слишком ранним. Узкий выход из поворота говорит о том, что вы выбрали слишком поздний апекс. В том случае, когда вы выбрали правильный апекс, карт на выходе из поворота устремится к точке выхода из поворота. По сути, правильное прохождение поворота предполагает использование всей ширины трека. Благодаря этому мы получим на выходе из поворота максимально сбалансированный и быстрый карт.

Типы поворотов

Внимательно присмотревшись к любой конфигурации, мы обнаружим, что существует три типа поворотов:

  • повороты с выходом на прямую;
  • повороты после прямой;
  • связки поворотов.

На абсолютном большинстве трасс преимущественное время мы тратим на ускорение, а не на прохождение поворотов. Поэтому важнее озаботиться максимальной скоростью на прямой. Она, в свою очередь, зависит от того, как мы преодолеваем повороты первого типа. Идеальная траектория для поворота с выходом на прямую – с поздним апексом, то есть требует раннего торможения, стабильного карта в апексе и предельно раннего открытия газа. Результатом чего и станет максимальная скорость на прямом отрезке. Проще говоря, чем раньше вы начнете ускоряться на выходе из поворота, тем быстрее вы будете на прямом участке трассы.

  Езда на пределе «зацепа». Работа с шинами в картинге
Основное правило быстрого прохождения поворотов – максимально распрямлять траекторию движения карта, не допуская острых углов. Один поворот – одно движение руля.

Если прямая заканчивается поворотом, за которым нет еще одного скоростного участка, более уместен средний или ранний апекс, Поскольку в этом случае вы почти ничего не выигрываете на выходе из поворота, важнее как можно дольше сохранять максимальную скорость на входе. Иными словами, можно пожертвовать скоростью на выходе во имя максимальной скорости в самом повороте. Для этого нужно “оттянуть” точку торможения настолько глубоко в поворот, насколько это возможно, и выбрать ранний апекс, дотормаживая карт уже в самом повороте.

Третий тип поворотов – связки (“эски”). Основное правило их прохождения – 100-процентное главенство последнего поворота связки, ведущего на прямой участок. Последний поворот “эски” (каким бы он ни был по счету) проходится по правилу поворотов первого типа, то есть – с поздним апексом.

На трассе картинг-центра “Жажда скорости” собраны все основные типы поворотов, включая 90- и 180-градусные, а также S-образные.

Чтобы понять, как проходить тот или иной поворот, перед заездом внимательно изучите схему трассы и постарайтесь запомнить конфигурацию. Это поможет быстрее адаптироваться в реальных условиях. И еще один важный совет от опытных картингистов – приближаясь к повороту, старайтесь концентрировать свое внимание не на том, как вы в него войдете, а как из него выйдете и что за ним следует. Научитесь “заглядывать” за поворот, не смотрите только на то, что находится перед вами здесь и сейчас.

Лучший картинг в Киеве

Ну а где оттачивать свое мастерство, вы уже хорошо знаете: “Жажда скорости” (г. Киев, пр. Глушкова, 9, Ледовый стадион) – лучший картинг-центр Киева по мнению редакции АвтоМир UA.