Уникальные факты из истории электромобилей Opel

С новым электромобилем Corsa-e и подзаряжаемым гибридом Grandland X, Бренд Opel выходит на путь полной электрификации своего модельного ряда. Так, полностью электрический вариант Opel Vivaro и элекрофицированный преемник Mokka X дебютирует уже в этом году, в 2021 году модельную гамму пополнят электрифицированные версии Opel Combo-e, Opel Zafira Life-e и преемник Opel Astra. Согласно стратегии Бренда, все модели легковых и коммерческих автомобилей должны быть электрифицированы к 2024 году. Таким образом, Бренд Opel войдет в эру электромобильности, с гордостью оглядываясь на свои давние разработки и испытания, эксперементальные и серийные модели с электроприводом. Ведь Opel ведет научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области электродвигателей уже более пяти десятилетий! И столь глубокие исследования электрической мобильности, без сомнения, делают Бренд одним из пионеров данного направления.

Opel Kadett B Stir-Lec I

Давайте вернемся в 1968 год: уже тогда Бренд представил электромобиль Kadett B Stir-Lec I с технологией «увеличители запаса хода», принцип которой позже лег в основу серийной модели Opel Ampera. Экспериментальный электромобиль Stir-Lec при движении питался от 14 свинцово-кислотных батарей, при этом электричество для постоянной зарядки данных аккумуляторов вырабатывалось при помощи двигателя внутреннего сгорания типа «Stirling», установленного в задней части кузов.

Opel Electro GT

Всего три года спустя Георг фон Опель, внук основателя компании, побил шесть мировых рекордов среди электромобилей за рулем Opel Electro GT. Данный электрокар приводился в движение двумя спаренными электромоторами мощностью 88 кВт или 120 л.с., и мог достигать максимальной скорости 188 км/ч. Электроэнергия запасалась в 590-килограммовом никель-кадмиевом аккумуляторе. При движении с постоянной скоростью 100 км/ч данный электромобиль мог проехать 44 километра.

Электрический импульс… и даже не один: Opel Impuls и Opel Twin

Исследования Бренда в области электромобилей сделали огромный шаг вперед с программой Opel Impuls, которая действовала в 1990-97 годах. К примеру, тогда появилась модель Impuls I – это был электромобиль на базе Kadett, который приводился в движение электромоторами постоянного тока мощностью 16 кВт, а в качестве источника питания использовались никель-кадмиевые аккумуляторные батареи с жидким электролитом. Электромобиль имел дальность хода около 80 км и разгонялся до максимальной скорости 100 км/ч. За ним, спустя лишь год, последовала модель Impuls II, созданная уже на базе универсала Astra: 32 свинцово-кислотных аккумулятора использовались для питания пары трехфазных асинхронных двигателей суммарной мощностью приблизительно 45 кВт или 61 л.с.

Наконец, в период с 1993 по 1997 год компания Opel провела свою первую крупномасштабную программу испытаний – с электромобилем Impuls III. Парк из десяти электромобилей Impuls III проходил испытания на немецком острове Рюген (Rügen), преодолев в общей сложности более 300 000 км пробега. Пять тестовых электромобилей были оснащены никель-кадмиевыми батареями и электромоторами мощностью 45 кВт или 61 л.с. Другие пять образцов использовали батареи типа «натрий-никель-хлорид», который отличались повышенной энерго-эффективностью, и были оснащены электромоторами мощностью 42 кВт или 57 л.с. Кстати, во всех десяти экспериментальных моделях использовались трехфазные асинхронные моторы.

Opel Twin

Кроме того, в 1992 году был представлен известный концепт-кар Opel Twin. В данном случае трехцилиндровый 0,8-литровый бензиновый двигатель мощностью 25 кВт или 34 л.с. использовался при движении по шоссе. В тоже время, пара электромоторов (каждый мощностью 10 кВт или 14 л.с.), встроенные в ступицы колес, использовались для езды по городу или при поездках на короткие расстояния. Водитель Opel Twin занимал центральное переднее сиденья, а сзади был предусмотрен 3-местный диван. В 1995 году Бренд Opel объединил идею электромобиля и компактного коммерческого автомобиля. Так появился концепт-фургон Combo Plus: в нем были установлены высокоэффективные аккумуляторные батареи типа «натрией-никель-хлор», которые работали в сочетании с трехфазным асинхронным электродвигателем мощностью 45 кВт или 61 л.с.

Топливные элементы и водород в условиях ежедневной реальности: тестовый парк экспериментальных водородных автомобиле HydroGen

В 2000 году разработки Opel в направлении топливных элементов выехали из тестовых лабораторий на обычные и реальные улицы – в виде экспериментального автомобиля Zafira HydroGen1. Его водородные топливные элементы вырабатывали электроэнергию для питания трехфазного асинхронного электродвигателя мощностью 55 кВт или 75 л.с., который развивал крутящий момент 251 Нм. Буферная промежуточная аккумуляторная батарея перекрывала возможные пики мощности питания. В 2001 году для клиентов-партнеров был предложен тестовый парк уже из 20 моделей HydroGen3. Мощность данных водородных автомобилей была увеличена до 60 кВт или 82 л.с., что позволяло развивать максимальную скорость 160 км/ч. Во время пробега «2004 Fuel Cell Marathon» два водородных автомобиля HydroGen3 преодолели почти 10 000 км по всей Европе. За рулем HydroGen3 выступал даже Хайнц-Харальд Френтцен (Heinz-Harald Frentzen) – призер различных Гран-при и пилот Opel DTM – который выиграл ралли Монте-Карло 2005 года для автомобилей с альтернативными силовыми агрегатами.

Четвертое поколение водородных автомобилей на топливных элементах – HydroGen4 – также отличалось полным отсутствием выхлопных газов, вместо них вырабатывался лишь водяной пар. Полную экологическую безопасность обеспечивал блок топливных элементов, состоящий из 440 последовательно соединенных ячеек, в которых водород вступал в реакцию с кислородом из воздуха. В данном случае отсутствует сгорание топлива, а присутствует лишь электрохимическая реакция, в ходе которой генерируется электроэнергия. Таким образом, данная технология обеспечивала постоянную мощность 73 кВт или 100 л.с. и пиковую мощность на уровне 94 кВт или 128 л.с. Начиная с 2008 года, парк водородных автомобилей HydroGen4 демонстрировал свою пригодность для ежедневного использования – изначально на улицах Берлина, затем также в землях Гамбурга, Вестафалии, Гессе, пр.

Чемпионы в дистанции пробега: Opel Ampera с технологией «увеличения запаса хода» и Opel Ampera-e

В тоже время параллельно с водородными автомобилями, Бренд Opel продолжал разработку автомобилей с питанием от аккумуляторной батареи – и, в итоге, представил инновационный концепт-кар Flextreme на автосалоне IAA 2007 года во Франкфурте. Данный концепт-кар был оснащен электрической силовой установкой Voltec с системой «увеличения запаса хода». Концепт-кар Flextreme GT/E, презентованный на Женевском Автосалоне 2010 года, продемонстрировал возможности использования данной концепции в автомобиле среднего класса.

Электрический привод в комбинации с системой «увеличения запаса хода» стали реальность в 2011 году – когда в серийное производство был запущен Opel Ampera: первый электромобиль для четырех людей, который был полностью пригоден для повседневного использования и дальних путешествий. Так, при поездках на дистанцию 40-80 км (в зависимости от условий вождения), для движения использовалась аккумуляторная батарея типа «литий-ион» емкостью 16 кВтч, которая питала электродвигатель мощностью 111 кВт или 150 л.с.

В тоже время, когда уровень заряда батареи достигал определенного минимума, в работу автоматически включался бензиновый двигатель мощностью 63 кВт или 86 л.с. – он вращал генератор, который вырабатывал энергию для питания электродвигателя. Данная система обеспечивала непрерывное энергоснабжение и позволяла совершать длительные поездки в несколько сотен километров без необходимости поиска зарядных станций. Фактически, модель Ampera опередил свое время, предложив комфортные и беззаботные экологически чистые поездки – за что была удостоена престижного титула «Европейский автомобиль года 2012».

Наследник появился на стыке 2016/2017 годов – электромобиль Opel Ampera-e с лидирующим в классе показателем запаса хода: 423 километра (WLTP). Поскольку тяговая аккумуляторная батарея очень плоская и установлена под полом, то в салоне электромобиля достаточно просторно для размещения пяти пассажиров и их вещей (багажник объемом 381 литр): полноценный 5-дверный 5-местный автомобиль! В тоже время, Opel Ampera-e демонстрирует, как электрическая мобильность и удовольствие от вождения могут образовывать единое целое: максимальный крутящий момент в 360 Нм гарантирует впечатляющее ускорение и захватывающий разгон. Номинальная мощность электродвигателя достигает 150 кВт или 204 л.с. – вполне достаточно даже для динамичного драйва! Вот вам еще парочка важных цифр: разгон 0-50 км/ч занимает лишь 3,2 секунды, а для ускорения 80-120 км/ч необходимо 4,5 секунды.

И это крайне убедительная технология: недаром осенью 2017 года электромобиль Opel Ampera-e был награжден всемирно известным призом «Золотой руль» в классе компактных автомобилей. А жюри конкурса AUTOBEST выбрало модель Ampera-e как победителя зачета «ECOBEST 2016».

Opel Corsa-e

Достойная смена на ниве электрификации уже появилась. Это подзаряжаемый гибрид Opel Grandland X и электромобиль Corsa-e, который уже заслужил награду AUTOBEST как «Лучшая автомобильная покупка в Европе». И даже больше – к 2024 году будет электрифицирован весь модельный ряд Бренда: заряжайтесь вместе с Opel!

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити. А ще ми є у TikTok.