Автомобільні бренди
Автомобільні бренди
ГоловнаГаражІсторіяЯпонский музей Toyota, в котором почти нет "Тойот"

Японский музей Toyota, в котором почти нет “Тойот”

Ког­да ру­ко­вод­ст­во Toyota Motor Co. ре­ши­ло со­здать ав­то­мо­биль­ный му­зей, оно рассудило, что ря­ды «ко­ролл», «кра­у­нов» и «ко­рон» вряд ли привлекут много народа. Вско­ре сре­ди кол­лек­ци­о­не­ров и аук­ци­о­ни­с­тов по­шел ше­по­ток: та­ин­ст­вен­ный на­боб ску­па­ет по все­му ми­ру луч­шие об­раз­цы: Delage D8-120 с ку­зо­вом Figoni et Falaschi, Bugatti T57C, 16-­ци­лин­д­ро­вый Cadillac 60, Duesenberg Model J. Ему же до­стал­ся парадный Packard Руз­вель­та…

Ще­д­рое ри­со­вое по­ле

Вы, ко­неч­но, до­га­да­лись, что ста­ло при­чи­ной пе­ре­по­ло­ха в ан­тик­вар­ном ми­ре. Высидев два ча­са в ско­ро­ст­ном по­ез­де син­кан­сэн, мы не ста­нем об­ра­щать вни­ма­ние на точ­ную ко­пию пер­во­го эки­па­жа Бен­ца или же на Willys вре­мен Вто­рой ми­ро­вой. Европейские и аме­ри­кан­ские ма­ши­ны по­до­ждут нас в дру­гих му­зе­ях. Дру­гое де­ло — ав­то­мо­би­ле­с­т­ро­е­ние Стра­ны вос­хо­дя­ще­го солн­ца. Му­зей Toyota да­ет пре­крас­ную возможность с ним оз­на­ко­мить­ся.

Nissan Special Six (1937 г.) Он же Graham-Paige мо­де­ли Special Six

Пер­вый ка­мень в ос­но­ва­ние му­зея был за­ло­жен в 1986 го­ду, ког­да ис­пол­ни­лось 50 лет пер­во­му ав­то­мо­би­лю Toyota. От­кры­ли экспозицию в ап­ре­ле 1989 го­да. Бю­д­жет предприятия со­ста­вил $40 млн. Ком­па­ния не смог­ла оты­с­кать сво­е­го пер­вен­ца, мо­дель АА 1936 го­да, и за­тра­ти­ла $800 000 на по­ст­рой­ку его точ­ной ко­пии. В этой мо­де­ли оче­вид­но аме­ри­кан­ское вли­я­ние. По­это­му в му­зей по­пал De Soto Airflow 1934 го­да. С та­ко­го же ин­же­нер-ку­зов­щик Ике­на­га Хи­гу­ма сде­лал ку­зов пер­во­го той­о­тов­ско­го прототипа. При этом 3,4-ли­т­ро­вая ряд­ная верх­нек­ла­пан­ная «ше­с­тер­ка» этой ма­ши­ны на­столь­ко на­по­ми­на­ла мо­тор Chevrolet, из­ве­ст­ный как Stovebolt, что не­ко­то­рые де­та­ли можно было пе­ре­став­ить с од­но­го дви­га­те­ля на дру­гой!

Toyota AB. Машину собирали для во­ен­но­го ко­ман­до­ва­ния. Сде­ла­но 353 шту­ки

Про­то­тип А-1 (62 «ло­ша­ди» про­тив 79 Chevrolet) был го­тов в мае 1935 го­да. В сентябре 1936-го ком­па­ния, а на­зы­ва­лась она еще Toyoda Automatic Loom («Автоматические ткац­кие стан­ки Toyoda», а Toyoda — это «ще­д­рое ри­со­вое по­ле»), при­сту­пи­ла к се­рий­но­му про­из­вод­ст­ву ав­то­мо­би­лей. Для но­во­го де­ла Са­ки­чи Той­о­да и его сын Ки­и­чи­ро вы­бра­ли бо­лее звуч­ное на­зва­ние — Toyota. До 1942 го­да сде­ла­ли 1404 лег­ко­вых ма­шины. А пер­вый гру­зо­вик был по­ст­ро­ен в ав­гу­с­те 1935 го­да. Его рама, оси и ку­зов ско­пи­ро­ва­ли с Ford.

Toyota АА (1936 г.) Этот автомобиль занимает почетное место в мемориале Ки­и­чи­ро Той­о­ды

Вот она, са­мая пер­вая Toyota — чер­но­го цве­та, слов­но во­ин из япон­ской ми­фо­ло­гии. Она вы­став­ле­на особ­ня­ком на по­ста­мен­те под­ле бю­с­та пер­во­го пре­зи­ден­та ком­па­нии Ки­и­чи­ро Той­о­ды, умер­ше­го 27 мар­та 1952 го­да в воз­ра­с­те 57 лет. А во­круг раз­ве­ша­ны поч­ти со­ци­а­ли­с­ти­че­с­кие ло­зун­ги «Ду­май прак­ти­че­с­ки!», «Ста­рай­ся из­бе­гать формальностей!».

Взгляд внутрь се­бя

Toyoda пред­став­ля­ла со­бой за­вод по вы­пу­с­ку пря­диль­ных ма­шин. За соб­ст­вен­ные автомобили бра­лись вер­фи Ishikava-jima и Mitsubishi Goshi Kaisha. Пар­тия из 22 легковых ма­шин с ку­зо­ва­ми из бе­ло­го ке­д­ра, вы­пу­щен­ная Mitsubishi с 1917 по 1921 год по ли­цен­зии Fiat, да­ет этой ком­па­нии пра­во счи­тать­ся ста­рей­шим япон­ским производителем ав­то­мо­билей из ны­не здрав­ст­ву­ю­щих.

Nissan Cedric (1960 г.) Модель назвали в честь маленького мальчика Седрика, главного героя рассказа «Маленький лорд Фаунтлерой» американской писательницы Фрэнсис Хотсон Бэрритт

Мно­гие из пи­о­не­ров япон­ско­го ав­то­мо­би­лиз­ма об­ра­ща­лись к аме­ри­кан­ско­му опы­ту. К трид­ца­тым го­дам XX сто­ле­тия от бы­лой за­кры­то­с­ти япон­цев не ос­та­лось и сле­да. Как ни стран­но, силь­ный тол­чок к ав­то­мо­би­ли­за­ции стра­ны да­ло круп­ное зем­ле­тря­се­ние
1 сен­тя­б­ря 1923 го­да в То­кио и Йо­ко­га­ме. Свои за­во­ды от­кры­ли в Япо­нии Ford (1925 год, Йо­ко­га­ма), GM (1926 год, Цу­ру­ма­си под Оса­кой) и Chrysler (1929 год, Цу­ру­ми). По­слан­цы Де­т­рой­та не про­сто с го­тов­но­с­тью обу­ча­ли свой япон­ский пер­со­нал, но и при пер­вом удоб­ном слу­чае пе­ре­клю­ча­лись на ме­ст­ные ком­плек­ту­ю­щие. Аме­ри­кан­ские то­ва­ры в Япо­нии шли на­ра­с­хват — в 1925 го­ду на ос­т­ро­ва вве­зли их на $230 млн, что бы­ло лишь не­мно­гим мень­ше экс­пор­та во Фран­цию. В улич­ном по­то­ке То­кио сре­ди дре­без­жа­щих трам­ва­ев, мно­го­чис­лен­ных рикш, за­пря­жен­ных во­ла­ми и ло­шадь­ми повозок, все ча­ще встре­ча­лись Ford и Chevrolet.

Отражение в тихом озере

В этом му­зее есть что-то от син­то­ист­ско­го хра­ма. Оде­тые в крас­ное ги­ды, воз­ни­кая буд­то бы ни­от­ку­да и рас­кла­ни­ва­ясь, лю­без­но по­яс­нят, что на­зва­ние Toyopet пер­вой япон­ской по­сле­во­ен­ной ма­ло­ли­т­раж­ки при­дума­ли… аме­ри­кан­ские сол­да­ты.

Toyopet Super RHN (1953 г.) Эта модель с 1,5-литровым мотором была выдержана в строгом британском стиле. Такие машины работали в Токио в качестве такси

Ав­то­мо­биль, ма­лень­кий и эко­но­мич­ный, как не­мец­кий KdF, взял­ся раз­ра­ба­ты­вать старый при­ятель Ки­и­чи­ро Той­о­да док­тор Ка­цу Ку­ма­бе. Он, ко­неч­но, был в кур­се достижений ав­то­мо­биль­ной про­мы­ш­лен­но­с­ти Тре­ть­е­го рей­ха. Меж­ду Гер­ма­ни­ей и Японией шел ин­тен­сив­ный тех­ни­че­с­кий об­мен, в рам­ках ко­то­ро­го Ку­ма­бе-сан по­се­тил кон­ст­рук­тор­ское бю­ро «Пор­ше». В от­ли­чие от KdF, для Toyopet SA 1947 го­да ин­же­нер вы­брал клас­си­че­с­кую ком­по­нов­ку. А вот пе­ред­няя под­ве­с­ка на по­пе­реч­ных ры­ча­гах не­рав­ной дли­ны и пру­жи­нах сде­ла­на по ти­пу мос­та Opel Kapitan.

Toyopet SA (1947 г.) Chevrolet 1931 г. япон­ской сбор­ки имел руль с пра­вой сто­ро­ны

Аме­ри­кан­ская ок­ку­па­ци­он­ная ад­ми­ни­с­т­ра­ция во гла­ве с ге­не­ра­лом Ду­гла­сом Макартуром про­во­ди­ла по­ли­ти­ку дроб­ле­ния круп­ных про­мы­ш­лен­ных кар­те­лей. Это была на­сто­я­щая чи­ст­ка ста­ро­го им­пе­ра­тор­ско­го ме­недж­мен­та. Ки­и­чи­ро Той­о­да то­же ли­шил­ся сво­е­го по­ста, прав­да, без уча­с­тия аме­ри­кан­цев: его вы­ну­ди­ли уй­ти в отставку со­вла­дель­цы, по­сле то­го как он уво­лил поч­ти треть со­труд­ни­ков.

Toyota Crown (1962 г.) Один из первых японских автомобилей класса люкс, в своей эстетике балансировавший между американскими и европейскими моделями

Что­бы вы­пу­с­кать авто­мо­би­ли, тре­бо­ва­лась санк­ция ге­не­ра­ла: раз­ре­ше­ние вы­пу­с­кать лег­ко­вые мо­де­ли по­сле­до­ва­ло толь­ко по­то­му, что Де­т­ройт не имел из­лиш­ков для экспорта. Объемы производства Toyota не­у­клон­но рос­ли. Мил­ли­он­ная Toyota по­яви­лась в ию­не 1962 года, де­ся­ти­мил­ли­он­ная — в ян­ва­ре 1972-го, двад­ца­ти­мил­ли­он­ная — в ию­ле 1976-го… Про­ме­жут­ки меж­ду мил­ли­о­на­ми ста­но­ви­лись все ко­ро­че: сен­тябрь 1996-го — 90 мил­ли­о­нов «той­от», ок­тябрь 1999-го — 100 мил­ли­о­нов. Раз­вив та­кие обо­ро­ты, мож­но по­ка­зы­вать в фир­мен­ном му­зее ма­ши­ны са­мых лю­тых кон­ку­-
конкурентов.

Підпишіться на наш Telegram-канал та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.

spot_imgspot_img