Универсал гольф-класса у нас нельзя назвать очень популярным типом автомобиля. Опробовав Skoda Octavia Combi, Иван АНАНЬЕВ размышляет о том, не пора ли менять стереотипы.
В Европе универсалы встречаются едва ли не чаще, чем привычные нам хэтчбеки. Но у нашего потребителя интерес к таким автомобилям сравнительно невелик. Возможно, потому, что советский автопром не баловал население нужным количеством универсалов.
В наших руках оказалась машина именно отечественной сборки — завод в Соломоново приступил к выпуску обновленных Skoda Octavia A5. Изменений немного, но скучная прежде Octavia стала чуть более эмоциональной: вместо строгих форм и почти прямоугольной оптики — замысловатый прищур фар, затейливый рисунок бампера и «объемная» решетка радиатора. Стала другой пластика передних крыльев, более рельефным — задний бампер. Оптика поменялась не только внешне, но и конструктивно: фары — с ксеноновыми лампами и поворотными модулями, передние противотуманки получили функцию «дневного света» и боковые лампы для освещения поворотов, а на боковых зеркалах появились встроенные указатели поворота.
Смотрится хорошо
Помогло: хэтчбек перестал выглядеть массивным, а универсал уже не воспринимается автобусом. Впрочем, он и раньше лишь казался огромным, хотя на деле Octavia Combi ничуть не длиннее хэтчбека. Так что проблем с маневренностью нет. Правда, обзор назад не ахти, но слоном в посудной лавке на узких улочках он не воспринимается. По объему багажного отделения универсал значительно выигрывает у хэтчбека только при сложенных задних сиденьях — 1620 л против 1420. А если мерить в обычном режиме, да с натянутой багажной шторкой, преимущество совсем невелико:
580 л против 560.
Другое дело, что и погрузочная высота ниже, и проем широк — засунуть сюда, например, коробку с телевизором проще простого. Дополнительных удобств масса: закрывающиеся боковые ниши, крючки для сумок, пластиковый отсек для зонта в багажной шторке, выдвижная сеть и наборы напольного крепежа… Жаль, что на нашей машине не было опционального фальшпола, который образует потайное хранилище, приподнимая пол до уровня нижней кромки багажника и сложенных спинок кресел. Без него задние сиденья образуют заметную ступеньку.
Впрочем, в багажном отделении заметных перемен нет. А вот в салоне действительно повеяло свеженьким. Контуры панели знакомые, но материалы стали интереснее: лакированные элементы центральной консоли, декоративные планки на передней и дверных панелях.
Новые приборы (указатели температуры и запаса топлива теперь внизу) получили белую подсветку вместо зеленой и выглядят дороже. Все фольксвагеновские кругляши управления климатической установкой и скучные аудиосистемы уступили место более симпатичным и функциональным приборам. Например, чейнджер Bolero радует сенсорным дисплеем с красивой графикой — приятно пользоваться! Причем все системы теперь поддерживают MP3 и имеют разъем для подключения внешнего оборудования. Жаль только, русскому языку
не обучены.
Подновились и сиденья — профиль остался прежним, но обивки изменились, а список стандартного оснащения пополнили активные подголовники. Плотные кресла хорошо держат тело и не досаждают излишней жесткостью. На трансмиссионном тоннеле появилась сеточка для вещей, над головой — модуль штурманских ламп. А вместо массивной баранки теперь элегантный руль от Skoda Superb.
Качественно!
А как с качеством? К украинской сборке претензий нет — панели подогнаны аккуратно, паразитные скрипы отсутствуют. Не радует только адаптированное к нашим дорогам шасси — увеличив дорожный просвет, конструкторы уменьшили ходы подвески. Получилось вот что: мелкие ямы и трамвайные пути Octavia не замечает, позволяя преодолевать их ходом, но крупные ухабы и «лежачие полицейские» отрабатываются жестко и громко.
Зато едет Octavia даже с кузовом универсал по-прежнему академически правильно: под тягой распрямляет траекторию, под сброс газа заправляется в поворот. Главное аккуратно обращаться с газом, поскольку турбомотор то и дело норовит сорвать передние колеса в пробуксовку.
Лучше с роботом
Модернизированный двигатель 1.8 TSI пришел на смену двухлитровому атмосферному мотору. Это хорошо знакомый владельцам прежних VW Passat и Skoda Octavia Tour агрегат, который стал чуть мощнее и экологичнее. Мощность выросла незначительно (160 л.с.), но заслуженный двигатель, оснащенный непосредственным впрыском топлива, системой изменения фаз газораспределения и 16-клапанной головкой блока (вместо прежней 20-клапанной), теперь укладывается в экологические нормы Евро 4. Мощная турботяга при относительно скромном расходе топлива — вот за что этот мотор так полюбили. Octavia 1.8 TSI с механической коробкой едет очень задорно, азартно ускоряясь на каждой из передач под всхлипывания турбины.
С быстрыми обгонами никаких проблем, причем ускорения легко даются автомобилю даже на шестой передаче. Главное — держать мотор в тонусе, не роняя обороты до уровня холостых. Перещелкивать короткоходный рычаг КП в удовольствие, коробка работает четко. Вот только повышенных усилий требуют рычаг и педаль сцепления. Да и резкий выход из турбоямы в условиях городских пробок напрягает. Поэтому турбо-Octavia лучше покупать с семиступенчатой коробкой DSG, которая живет в полной гармонии с характером двигателя.
Skoda Octavia Combi дороже хэтчбеков на $1330–1360. Цены начинаются от $21 131 за универсал с 103-сильным двигателем 1.6 в достаточно скромной комплектации Ambiente с кондиционером, ABS, двумя подушками безопасности и двухдиновой магнитолой.
Автомобиль в том же оснащении, но с мотором 1.8 TSI, стоит $22 349, а коробка DSG добавит к цене еще $2636. Конечно, поинтересней будет версия Elegance, дополнительно к Ambiente подразумевающая противотуманки, центральный замок с дистанционным управлением, регулировку передних сидений по высоте, передний и задний подлокотник, легкосплавные диски и еще кое-какие приятные мелочи.
Но в таком оснащении автомобиль с «механикой» будет стоить уже $23 803, а с «роботом» — $26 439. Впрочем, и это еще не предел: Octavia A5 Combi 2.0 TDI c «автоматом» оценена в $28 675.