Автомобили – женское дело?

Кому выписали первый в мире штраф? Кто придумал двор­ники? Екатерина КВАШЕНКИНА собрала самые «женские» факты из истории автопрома.

Клара Цеткин, которой мы обязаны праздником 8 Марта, наверное, очень возмутилась бы, если бы узнала, как в современной Украине относятся к женщинам-автомобилисткам. Специальные автошколы, знаки-«туфельки» и даже псевдонаучный класс «женских автомобилей» выдумали — ну никакого равноправия!

Может, мы плохо знаем историю? Ведь женщины и автомобили всегда были рядом, начиная с Берты Бенц, которая увела недостроенный экипаж из мастерской своего мужа и отправилась в гости к маме, совершив первую в мире поездку на автомобиле. Изобретение дворников, первый сданный экзамен на право управления транспортным средством и первый штраф за превышение скорости — за всеми этими историческими фактами стоят женские имена.

Давайте вспомним этих дам — красивых и богатых, скромных и взбалмошных, которых, пожалуй, ничто не объединяет, кроме того что все они жили или до сих пор живут в Европе и США.

Мерседес Еллинек

Эмиль Еллинек сделал домашнее прозвище дочери Мерседес своей фамилией. Это единственный подобный случай в истории

История марки Mercedes-Benz, как знают многие, началась с женского имени. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Да, девочка действительно была, но ее звали вовсе не Мерседес, как думают многие. Имя у этой малышки было сложное: Адриана Мануэла Рамона Еллинек. Ее отец, Эмиль Еллинек, был австрийским дипломатом иудейского происхождения. Занимая высокий пост в консульстве Австро-Венгрии в Ницце, он решил подзаработать на продаже автомобилей Даймлера. Особняк, в котором располагался офис, Эмиль назвал «Мерседес», использовав домашнее прозвище своей маленькой дочки Адрианы. С испанского это слово переводится как «милосердие, грация» — к малышке так иногда обращалась ее мать.

На этом участие Адрианы в истории марки Mercedes фактически заканчивается. Эмиль Еллинек успешно продавал автомобили, затем стал автогонщиком с псевдонимом Мсье Мерседес. Спортивные победы привели его в совет директоров компании Daimler, и в 1902 году фирма решила использовать его известность и выпустить автомобиль под названием Mercedes 35 hp. Модель быстро стала популярной.

Вскоре Эмиль решил присоединить псевдоним к фамилии и сменил документы, назвавшись Еллинек-Мерседес. В 1926 году, когда фирма Даймлера слилась с компанией Бенца, возник вопрос, под какой маркой будут продаваться их машины. Поскольку бренд Daimler во Франции нельзя было использовать из-за конфликта по авторским правам, предприниматели остановились на названии Mercedes-Benz.

А вот сама Адриана Мануэла Рамона Еллинек уже не имела к бизнесу никакого отношения. Она осталась жить в Австрии, где дважды выходила замуж. Женщина умерла, не дожив до 40 лет, от болезни легких.

Элеонора Торнтон

Она вошла в историю автопрома как прототип для фигурки богини победы Ники, которая украшает автомобили Rolls-Royce.

Никому не известная английская актриса Элеонора Торнтон в 22 года устроилась секретаршей к барону Джону Дугласу Скотту Монтегю и довольно скоро стала его возлюбленной. Состоятельный барон увлекался автомобилями и дружил с Чарльзом Стюартом Роллсом и Фредериком Генри Ройсом — основателями марки Rolls-Royce. Кроме того, барон Монтегю возглавлял Британский королевский автомобильный клуб.

В какой-то момент Джон Монтегю, которому достался один из первых в стране автомобилей, решил украсить его носовой фигурой по типу тех, которые устанавливались на старинных кораблях. Аристократ обратился к скульптору Чарльзу Сайксу, а моделью выбрал свою любимую Элеонору. Всю затею тщательно скрывали от супруги барона.

Готовая фигурка по замыслу автора должна была символизировать «разумную скорость, грацию и красоту, дух, в котором нет ни капли вульгарности, фривольности и ража». Первоначально ее назвали «Олицетворение скорости» или «Летящая леди», но потом постепенно сам Монтегю стал говорить о ней как о «Духе восторга» или «Духе экстаза».

На капоте автомобиля Монтегю «Дух» поселился в 1911-м. Чуть позже компания Rolls-Royce стала предлагать всем желающим установку фигурки за дополнительную плату. А в 1921 году «Дух экстаза» стал стандартным оборудованием. Элеонора Торнтон не дожила до этих дней. Актриса трагически погибла во время кораблекрушения лайнера «Персия» в Средиземном море в 1915 году.

Герцогиня д’Юзес

Будучи эмансипированной женщиной, обладательницей негласного прозвища Амазонка, герцогиня д’Юзес была неплохим скульптором

Имя французской герцогини Анны Клементины де Крюссоль д’Юзес (урожденная Рошешуар-Мортемар) сегодня почти никому не известно. А ведь именно она была первым в мире человеком, сдавшим экзамен на получение водительских прав! Более того, ее же считают первым водителем, оштрафованным за превышение скорости.

Анна д’Юзес родилась в 1848 году во Франции, в аристократической семье. Она была правнучкой той самой вдовы Клико и владелицей одноименного винного дома. Анна активно участвовала в политической жизни Франции, считалась эмансипированной женщиной, чуть ли не амазонкой, была отличной наездницей, великолепно фехтовала и стреляла, любила охоту на волков. И первой из женщин приобрела автомобиль, которым управляла сама.

Историки все еще спорят о точных датах, но, по некоторым данным, штраф за превышение скорости Анне был выписан еще до того, как она получила права. Сообщается даже, что ее превышение на пригородной трассе под Парижем составило что-то около 1 км/ч, но вряд ли это соответствует действительности, ведь в XIX веке полиция еще не располагала радарами.

Видимо, именно после этого инцидента в 1898 году Анну пригласили пройти экзамен, чтобы подтвердить водительские навыки, что она успешно и сделала. Сохранилось одно из ее интервью, в котором она говорила, что «вождение — это потрясающее удовольствие».

Мэри Андерсон и Шарлотта Бриджвуд

Честь изобретения стеклоочистителя тоже принадлежит женщине. В 1902 году уроженка Алабамы Мэри Андерсон приехала в Нью-Йорк и увидела, как водители автомобилей в снег вынуждены ездить с открытым ветровым стеклом, чтобы видеть дорогу. Целый год миссис Андерсон чертила и самостоятельно собирала свою конструкцию.

Мэри Андерсон не смогла заработать на своем изобретении и до конца жизни жила на доход от небольшой винодельни

Первые в мире работающие дворники оказались очень удачной конструкцией. Водитель должен был вращать ручку в салоне машины, чтобы очистить ветровое стекло резиновым валиком. Мэри получила патент на свое изобретение в 1903 году, права на стеклоочиститель были закреплены за ней на целых 17 лет. Тем не менее американка не получила от дворников никакой прибыли. Почему — история умалчивает. Известно, что она обращалась к ведущим автопроизводителям, но они не захотели воспользоваться ее идеей. Видимо, Мэри со своими стеклоочистителями обогнала время. Не исключено, кстати, что миссис Андерсон переоценила дворники, и ей просто не захотели платить слишком много.

А вот когда срок действия патента истек, и воспользоваться идеей мог любой — вот тогда-то стеклоочистители и стали массовым продуктом. За это стоит благодарить другую женщину, тоже уроженку США, по имени Шарлотта Бриджвуд. Она усовершенствовала конструкцию Андерсон, дополнив щетки электроприводом. Вместе со своей дочерью Шарлотта даже создала компанию Bridgewood и пыталась наладить собственное производство электрических очистителей, но вскоре идею выкупила фирма Bosch.

Юта Кляйншмидт

Железная Немка как-то собрала мотоцикл на собственной кухне

Главная героиня автомобильного мира XXI века — Юта Кляйншмидт, которую прозвали Железной Немкой. В 2001 году она выиграла раллийный марафон Париж — Дакар, став первой женщиной-победителем в истории этой гонки.

Вся жизнь Юты Кляйншмидт так или иначе связана с автомобилями. Получив техническое образование, она пошла работать в концерн BMW и в 1988 году отправилась на «Дакар» на мотоцикле этой марки. На нем она была не очень успешна, и через шесть лет Юта пересела на автомобиль. В 1997 году Железная Немка стала первой женщиной, поднявшейся на подиум Дакара, но этого ей было мало, и она ежегодно участвовала в ралли, надеясь на победу.

Мишель Мутон

Мутон участвовала и в специализированных женских ралли, но соревноваться с мужчинами ей было гораздо интереснее

Француженка Мишель Мутон знаменита тем, что стала первой женщиной в истории, выигравшей этап чемпионата мира по ралли. До ее появления на мировой арене считалось, что женщина и WRC — вещи несовместимые.

В автоспорт Мишель Мутон попала случайно. В 1972 году едва знакомый ей итальянец Жан Тайби позвал девушку посмотреть на ралли «Корсика». Он покатал Мишель в качестве пассажира по нескольким спецучасткам, и двадцатилетняя девушка неожиданно влюбилась в автоспорт. Уже через полгода она отправилась штурманом на ралли «Монте-Карло». За рулем Peugeot 204 был все тот же Жан Тайби. Экипаж сошел с дистанции, но тут же стал готовиться к следующим соревнованиям.

Тут вмешался отец Мишель, состоятельный рантье, который предложил дочери расстаться с Тайби в обмен на лучший по тем временам гоночный автомобиль Alpine-Renault A110. На нем-то Мутон и дебютировала на ралли в 1974 году уже в качестве пилота.

Карьера Мишель Мутон быстро пошла в гору. В 1975 году она заняла первое место в своем классе в гонке «24 часа Ле-Мана». Еще через три года выиграла Tour de France Automobile. С 1981 года Мишель Мутон стала сотрудничать с Audi, на немецком полноприводнике она победила в ралли «Сан-Ремо». В следующем году Мутон была первой уже на трех этапах и второй в общем зачете. Именно эти результаты и стали ее главными достижениями в спортивной карьере, за них она получила премию «Международный раллийный гонщик года».

Сейчас шестидесятилетняя Мишель Мутон возглавляет Комитет женского автоспорта FIA, задача которого — обеспечить равные возможности для гонщиков любого пола.

Женское подразделение Volvo

Над проектом работали всего девять человек, и они смогли создать концепт-кар, во многом определивший дальнейшее развитие автопрома

Большинство уважающих себя автопроизводителей сейчас привлекают женщин к разработке новых автомобилей. Консультанты, дизайнеры и инженеры — их много, хотя они и неизвестны потребителям. А смелее всех оказалась марка Volvo, которая еще в 2001 году сформировала специальное женское подразделение. Именно в нем был разработан шоу-кар под названием Your Concept Car, представленный в 2004 году. Тогда казалось, что барышни уж слишком сильно напичкали машину оборудованием, облегчающим жизнь водителя. На YCC была функция автоматической парковки и электрорегулировка кресел, руля, зеркал и педального узла с памятью. Именно на этом автомобиле впервые в истории появились «напоминалки» о том, что пора пройти техобслуживание или добавить жидкости в бачок омывателя. Volvo YCC получил и передовые на тот момент шины RunFlat, на которых можно проехать около 80 км даже после прокола колеса.

Сейчас все это оборудование стало стандартным даже на относительно бюджетных городских машинах. Собственно, этого и добивалась женская команда Volvo, работавшая под девизом: «Если ты оправдаешь ожидания женщин, то ты превзойдешь все надежды мужчин».

Підпишіться на наш Telegram та Facebook або читайте нас в Google News, щоб нічого не пропустити.