В чем суть планового техобслуживания автомобиля?

Насколько важно делать ТО по регламенту

Автомобиль давно перестал быть роскошью и вошел в список must have приобретений после мобильного телефона и персонального компьютера. Но в отличие от портативной техники транспортное средство нуждается в обслуживании. Однако насчет регулярности ТО до сих пор нет единого мнения не только у начинающих автомобилистов, но и у автомехаников.

Среди автомобилистов бытует мнение, что регламентные работы являются своеобразным маркетинговым ходом с целью привязать гарантийный автомобиль к дилерскому сервису. Поэтому сразу же после окончания гарантии и перехода на независимую станцию автовладелец зачастую смотрит на ТО сквозь пальцы. С одной стороны, завышенные цены на работы и агрегатная замена крупных узлов на авторизованном сервисе резонно вызывают желание найти альтернативу. Однако не стоит путать мокрое с холодным, плановое ТО — процедура обязательная. И несмотря на то, что подобные процедуры могут показаться делом хлопотным, но именно их соблюдение поможет сохранить владельцу здоровье и, как ни странно, сэкономить деньги.

История вопроса

Автомобильные регламентные работы появились как следующая ступень развития обслуживания транспортных средств. Резкий скачок автомобилестроения на Западе в начале ХХ века повлек за собой и развитие автомобильного сервиса. Ремонт автомобилей исключительно после поломки не оправдывал себя, потому как не обеспечивал безопасности и давал очень ограниченный ресурс. В поисках новых методов обслуживания автомобилей ремонтные мастерские переходили от стихийных методов ремонта поломок к их предупреждению. Именно с этой целью, например, появилась идея использовать в двигателе масляный фильтр (изначально двигатели эксплуатировались на неочищенном масле до отказа). Соответственно, моторесурс таких силовых агрегатов был ничтожно мал. Благо дело сегодня уже ни один водитель не спорит с необходимостью фильтрации и замены масла. Зато с периодичностью замены не спорит только ленивый.

Весомую роль в формирование сервисных стандартов и культуры обслуживания автомобилей внесли отраслевые объединения независимых СТО по ремонту. В Германии такая ассоциация была создана еще до появления масляного фильтра — в 1909 г. Одним из наиболее важных этапов развития в сфере сервиса стало введение агрегатного ремонта и проведение плановых профилактических работ для предупреждения поломок.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Кондиционер зимой – 5 важных вопросов

Отечественный автопром, к большому сожалению, не мог похвастать такими успехами. Советская автомобильная промышленность отставала от западной как минимум на одно поколение. Несмотря на то что с 1977 г. ГОСТ предусматривал проведение ТО-1, ТО-2 и сезонного обслуживания, реальное состояние техники зачастую было плачевным. Единичные автосервисные предприятия не могли обслужить всех желающих, частный же сервис в стране отсутствовал. В результате автовладельцы обходились кто чем мог: одни ремонтировались сами, другие просили помощи более продвинутых умельцев-самоучек по гаражу. Дефицит запчастей порождал тотальный расцвет Кулибиных: для продления срока службы сайлент-блоков подкладывали порезанные ремни, предохранитель заменяли проволочкой, фильтры продували, колодки подпиливали и так далее. Одним словом, эксперимент с проведением регламентных работ на постсоветской территории так и не удался. И, несмотря на окончание советской эпохи и изобилие запчастей, понимание ТО в массах изменилось не так уж сильно. Предупредительную систему обязательного обслуживания автомобиля по пробегу практикуют лишь дилерские и единичные независимые СТО. Однако далеко не все потребители послегарантийных автомобилей соглашаются на такие условия.

Суть ТО

«Регламент» в переводе означает «заведенное правило». Регулярное проведение плановых работ предназначено для сохранности нормальной работы механизмов и предупреждения поломок, обеспечения безопасности и поддержания внешнего вида автомобиля. Окончание гарантийного срока, на котором, бывает, и заканчивается табличка плановых работ в сервисной книжке, не повод переставать их проводить.

Подержанные автомобили, как любые другие возрастные явления в этом мире, наоборот, нуждаются в усиленном внимании. Ведь словосочетание «без пробега по СНГ» при покупке авто имеет такое магическое воздействие, потому что гарантирует не только эксплуатацию на хороших дорогах, но и заботливое отношение к автомобилю весь срок его предыдущей эксплуатации. Нередко с продажей пригнанной иномарки к документам прилагаются квитанции обо всех пройденных ТО и замененных деталях. Но это можно считать идеальными условиями, по средней же статистике, данные о сервисе существуют лишь на словах. В таком случае для перестраховки лучше заменить в автомобиле все масла и жидкости, фильтры, ремень ГРМ и свечи зажигания. И составить график прохождения ТО заново.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как подготовить автомобиль с ГБО к зиме
ТО — это не стихийный ремонт, а спланированный и технически проработанный комплекс операций.

Плановое техобслуживание — это не только замена исчерпавших ресурс деталей, но и проверка уровня жидкостей, технического состояния, смазка, регулировка всех требующих этого узлов и механизмов автомобиля. Интервалы межсервисной замены устанавливаются для каждого автомобиля индивидуально и указываются в сервисной книжке. Плановые ТО обычно разделяет отметка в 15 000 км, привязанная к замене масла. Однако не все обращают внимание, что иногда эти данные нуждаются в корректировках в меньшую сторону. Автопроизводитель предусматривает это в случаях сложных условий эксплуатации: езда в пробках, по пересеченной, холмистой местности, на высоких скоростях; запыленность; плохое топливо; эксплуатация на газу. Кстати, то же подтверждено и советским ГОСТом.

После Советов

Как и 100 лет назад, наиболее уязвимым к отсутствию ТО остается силовой агрегат. Поэтому обслуживанию двигателя и навесного оборудования уделяется максимальное значение. Кроме соблюдения периодичности замены важно обращать внимание на рекомендации производителя масел. Например, все более распространенным в последнее время являются масла на основе эстеров. Их состав не предусматривает наличие присадок, поэтому и интервал замены сокращается вдвое.

Заигрывание с двигателем сулит весьма серьезными последствиями. И опасность заключается в том, что до выхода из строя серьезного узла может ничто не предвещать беды. Игнорирование сроков замены ремня ГРМ может привести к его обрыву и столкновению клапанов с поршнями. Небрежное отношение к замене свечей приводит к плохому сгоранию бензина в цилиндре. Это отразится на работе кислородного датчика, модуля зажигания и катализатора выхлопных газов. Любая из этих деталей стоит в десятки раз больше свечи, а о стоимости катализатора, зачастую выполненного заодно с выхлопным коллектором, страшно даже упоминать. Кроме всего прочего, за невнимание к себе силовой агрегат ответит уменьшением моторесурса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Чому дистриб’ютори обирають GSP? Гарантія, і не тільки

Регламентные работы направлены не только на продление срока службы деталей, но на обеспечение базовых требований безопасности автомобиля. У многих, например, возникает вопрос о необходимости менять тормозную жидкость. Ее чрезвычайная гигроскопичность (способность впитывать влагу) является опасной для работы в условиях высоких температур кипения. Вода, выкипая при нагревании, создает воздушные пробки в системе, вследствие чего педаль тормоза проваливается и тормоза пропадают. Наряду с этим отсутствие воды в системе предупреждает коррозию. Замену жидкости рекомендуется осуществлять раз в полтора-два года и не доливать из открытой тары.

Ради безопасности также проводится регулярная диагностика ходовой и рулевого управления. Разболтавшиеся шаровые шарниры, изношенные сайлент-блоки, амортизаторы делают управление автомобиля непрогнозируемым и могут довести до кювета. Подшипники ступицы меняются также по необходимости. Однако езда на аварийном подшипнике может привести к его разрушению и заклиниванию одного колеса или же к замене ступиц­ы.

Плата за надежность работы кондиционера подразумевает периодическую замену фильтра салона и фреона в системе. «Штраф» за неуплату колеблется в пределах от неприятного запаха в салоне до замены конденсора, компрессора кондиционера и разборки всей лицевой части.

Системы комфорта не являются исключением и для стабильной работы также нуждаются во внимании. Кондиционер требует замены фильтра, фреона и обработки системы. В противном случае можно не удивляться замене радиатора или даже компрессора кондиционера. Для надежной работы бортовой электроники требуется следить за исправностью генератора, АКБ, состоянием приводных ремней. Диагностика и замена щеток генератора, контроль уровня электролита —- сравнительно недорогая плата за поддержание комфорта.

Сомнения насчет целесообразности ТО лишь дань отсутствию связи с более чем вековой культурой обслуживания автомобилей. Культура автомобилиста — это именно то, что делает из рядового автовладельца настоящего автолюбителя. И если количество автомобилей на душу населения является показателем уровня благосостояния общества, то показателем уровня его развития, возможно, является его отношение к автомобильному обслуживанию.